0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт топливного бака

Ремонт топливного бака.

Поломка автомобиля вещь довольно частая и предугадать ее тяжеловато. Конечно, с новым автомобилем дело предстоит иначе, и вероятность его поломки низкая, но быть уверенным на все сто, что в дороге ничего не случится, никак нельзя. А случайности могут быть разные, например, лопнуло колесо, перегрелся двигатель или автомобиль вообще заглох.

С колесом все понятно – его можно сменить запаской, и ломать голову над этим не стоит. Перегрелся двигатель — тоже все ясно. Дайте ему остыть, долив охлаждающей жидкости или воды в радиатор, либо просто немного подождать и можно снова в путь. Но вот что делать автолюбителю, если в пути внезапно закончилось горючее, хотя по расчетам его хватало на дорогу в оба конца? Причины могут быть следующие: расход топлива автомобиля довольно высок, и вторая, наиболее вероятная – течь бензобака. Данная статья расскажет автомобилистам о способах ремонта топливного бака своими силами, после которого можно было бы доехать до ближайшего сервисного пункта и произвести капитальный ремонт либо полную замену бензобака.

Вы можете возразить, что в наше время мобильной связи и всевозможных автосервисов можно вызвать автослужбу либо, на худой конец, эвакуатор. Но если поломка случилась далеко от населенного пункта, телефонной связи нет, забит номер телефона в вашем сотовом тех автослужб, которые ну никак не могут к вам прийти на помощь. Вот тогда-то и придется все делать своими руками.

Но перед тем как лезть под бензобак, нужно быть точно уверенным, что причина остановки автомобиля именно в причине пробоины бака. Признаками утечки топлива становятся внезапный резкий запах бензина в кабине авто и, конечно же, растекшаяся лужа под топливным баком. В пути надо внимательно следить за расходом горючего автомобиля и когда, кроме запаха бензина стрелка расхода топлива будет опускаться быстрее обычного, то тогда можно с точностью сказать, что причина утечки топлива кроется именно в пробитом баке. А дальше необходимо остановиться и внимательно осмотреть и даже аккуратно, приложив ладонь к поверхности бака, ощупать бензобак автомобиля, чтобы найти место утечки. И когда вы найдете это место, тогда уже необходимо попытаться заделать эту пробоину, чтобы добраться до мастерской и с помощью специалистов решить проблему ремонта или замены топливного бака.

Итак, способ первый.

Когда бензобак вашего автомобиля имеет серьезное отверстие, а конструкция бака такова, что ремонт произвести не удастся, тогда отверстие просто латают, используя для этого обыкновенный болт, две широкие шайбы с резиновыми прокладками и гайку. Теперь по порядку. Для начала, пробоину в бензобаке надо расширить до размеров болта, чтобы он плотно входил в это отверстие. Далее на болт надевается шайба и резиновая прокладка, болт вставляется в отверстие изнутри бака через его горловину. Снаружи одевается еще одна прокладка с шайбой и после чего аккуратно затягивается гайкой.

Этот нехитрый и простой способ считается лучшим. Однако здесь требуется иметь в наличии бензиностойкую резину. Правда, в пути такой резины может и не быть, тогда можно взять любую старую камеру грузового автомобиля. Сырую резину использовать для латок нельзя, потому что такую резину бензин быстро разъедает.

Залатав бензобак и убедившись, что тот не протекает, можно смело ехать домой. Такая латка, если ее правильно и хорошо поставить, может прослужить вам несколько лет без капитального ремонта на автосервисе. Что останется, так это хорошо законтрогаить гайку, обрезать по краям лишнюю резину да прокрасить стыки краской. Такой метод очень часто используют в дороге дальнобойщики.

В случае не очень серьезного пробоя, можно использовать второй способ.

Суть его сводится к тому, что трещина или пробоина в баке заделывается с помощью клея «Момент» или его аналогов. В этом случае, вырезав заплатку из куска ткани, ее необходимо пропитать клеем и прижать к месту трещины. А когда ткань высохнет, прокрасьте латку нитрокраской. Такая краска должна находиться в ремкомплекте автомобиля. С помощью этой латки можно добраться до техсервиса и произвести ремонт бензобака.

Третий способ.

Для автомобилей с карбюраторными двигателями и диафрагменными топливными насосами применяется способ довольно простой, но требующий ловкости рук. В этом случае берется пластиковая бутылка или другая емкость, которую можно найти, и тщательно крепится под капотом. В нее заливается топливо. Шланг, который идет от топливного насоса к баку, отсоединяется и крепится в емкость с топливом. Таким способом можно без труда, главное самому и с комфортом, добраться до мастерской. Бывает, что не нашли подходящую емкость. Это тоже не страшно. Подойдет и бачок омывателя. Просто потом его необходимо будет тщательно вымыть и вытереть насухо.

Последний, четвертый способ.

Как один из вариантов, при ремонте топливного бака используется холодная сварка. При ремонте холодной сваркой брешь в баке заделывается эпоксидной смолой. Для начала следует как можно тщательней обработать поверхность, которую необходимо заклеивать. Надо хорошо затереть место наждачной бумагой и протереть его от пыли и грязи. Потом эпоксидная смола смешивается с отвердителем. Если необходимо, смолу можно немного подогреть, поставив емкость со смолой на двигатель. Затем смола тщательно размешивается с отвердителем для образования однородной массы, после чего этим раствором, так же, как и клеем, необходимо пропитать тканевую заплатку и крепко приложить ее к месту, которое будете заделывать. Таким же методом довольно часто пользуются в мастерских, но разница лишь в том, что там это делают намного чаще, поэтому результат у них получается качественней. И если вы все сделали так, как нужно, то обращаться за помощью в автосервис, вероятнее всего, вам не придется, и вы сможете обойтись без существенного ремонта бензобака.

Ремонт бензобака — Несколько способов ремонта топливного бака

Причины, по которым топливный бак может выйти из строя, бывают самые различные. Это и коррозия, и различные удары, которым он подвергается во время движения. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются водители отечественных автомобилей, а также иномарок среднего класса, – на многие модели ставятся пластмассовые бензобаки.

Первым сигналом к тому, что бензобак прохудился, является стойкий запах бензина в салоне авто. Водитель начинает чувствовать пары бензина, который просачивается со стороны багажника. Второй сигнал – датчик топлива, который указывает на слишком быстро исчезающее топливо. В случае, если это именно так, то дальнейшее движение на таком автомобиле, далеко не безопасно. Насколько же сложна процедура ремонта бензобака, своими средствами?

Ремонт бензобака своими руками

Существует несколько способов решения данной проблемы своими руками. В первую очередь, Вам необходимо установить местонахождение пробоины, и при необходимости, наклонить машину, прибегнув к помощи домкрата. Для полного удаления бензина, послужит резиновый шланг. Теперь бензобак необходимо просушить, до полного исчезновения паров. Снимать бак с автомобиля или нет, решать Вам, хотя очень многое будет зависеть от возможности добраться до места повреждения.

Если пробоина в бензобаке имеет относительно большой размер (0.4-1 см), можно воспользоваться методом, сыскавшим свою популярность у дальнобойщиков. В этом случае пробоину нужно расширить подручными средствами до того момента, как отверстие не станет иметь округлую форму. Дальше нужно подобрать болт, подходящий по диаметру к проделанному отверстию. Также нужно позаботиться о том, чтобы под рукой имелась шайба и резиновая прокладка. Прокладка в данном случае особенно важна. В крайнем случае, ее можно сделать из велосипедной или автомобильной камеры. Ни в коем случае не рекомендуется использовать “сырую” резину, которая имеет свойство быстро размягчаться и растворяться в бензине – это лишит работу всякого смысла и может загрязнить топливную систему.

Далее нанизываем шайбы и резиновые прокладки на болт и просаживаем его через горловину бака на подготовленную дырку (топливо предварительно необходимо слить). Затем с внешней стороны нанизываем гайку с металлической шайбой, туго закручиваем. Лишнюю резьбу с болта можно отрезать. На финальном этапе полученную заплатку рекомендуется покрыть черной нитрокраской, – проделанная работа не будет о себе напоминать долгие годы. О качестве такого ремонта можно судить по стареньким ЗИЛ ам – их бензобаки сплошь утыканы такими болтами.

Ремонт бензобака методом “холодной сварки”

Если больших болтов под рукой нет или пробоина не выглядит очень большой, лечим бензобак методом “холодной сварки”. Доезжаем до первого автомагазина и приобретаем там эпоксидный клей. Перед его применением поверхность вокруг пробоины необходимо зачистить от грязи и масла. Дальше смешиваем эпоксидный клей с отвердителем (для этого подойдет любая железная емкость), полученной смесью пропитываем ветошь и накладываем ее на поврежденный участок. Такой нехитрый прием, как правило, поможет вам доехать до станции технического обслуживания, где вашему бензобаку окажут качественную помощь.

Ремонт бензобака с помощью клея “Момент”

В качестве альтернативы подобную процедуру можно осуществить с использованием клея “Момент”. В этом случае материя (тряпка, ветошь) разрезается на куски, которые поочередно следует пропитать клеем. Каждый кусок приклеивается поверх предыдущего. Когда клей высохнет, заплатку следует опрыскать нитрокраской (эксперты советуют всегда иметь ее в автомобиле).

Читайте также: Бензин с этанолом

Отметим, что вышеперечисленные способы ремонта бензобака возможны только при наличии в автомобиле или поблизости подручных средств (резиновая камера, болты, клей и т.п.). Однако что же делать, если ничего подобного поблизости нет? Бросать автомобиль? Придется на время бросить.

Еще один проверенный нехитрый вариант: доезжаем до ближайшей заправки и заполняем бензином несколько пластиковых бутылок (лучше всего подойдут пивные объемом 2.5 литра). Приезжаем обратно и, вытащив из бензонасоса гибкий шланг, ведущий в бензобак, окунаем его в привезенную бутылку. Бутыль можно закрепить около бачка омывателя или рядом с радиатором охлаждения. Как ни в чем не бывало едем к ближайшей СТО и, удивив работников своей смекалкой, просим их залатать топливный бак.

Если статья была вам полезна, поделитесь ею в соц. сетях!

Техническое обслуживание и ремонт топливного бака

Описание:
В данном курсовом проекте на тему «Технологический процесс ремонта топливного бака автомобиля ЗИЛ-431410» выполнены расчеты, необходимые для определения работ на восстановление вала. В ходе работы над проектом были исследованы: материалы агрегата и их свойства. Для данного агрегата был выбран способ ремонта, последовательность выполнения операций и содержание операций. Также в данном курсовом проекте были рассмотрены приспособления для выполнения операция по вырезанию технологического окна в бензобаке, сварке и правке. Основным оборудованием является пневмошлифмашинка и сварочный трансформатор.
Поставленные задачи при проектировании курсового проекта выполнены в полном объеме. Решение этих задач при создании реального предприятия позволит организовать работу предприятия с наилучшей стороны. Правильная организация работы предприятия делает более качественным оказанием услуг и выполнение прямых задач предприятия. В свою очередь правильная организация работы ремонтных отделений, с установленным современным оборудованием позволяет проводить качественный и быстрый ремонт автомобилей. Что в свою очередь опять же отражается на работе самого предприятия.

Содержание:
Введение
1 Технологическая часть
1.1 Обоснование размера производственной партии
1.2 Разработка технологического процесса восстановления детали
1.2.1 Особенности конструкции детали
1.2.2 Характеристика детали и условий ее работы
1.2.3 Ремонтный чертеж детали
1.2.4 Выбор способов восстановления детали
1.2.5 Схема технологического процесса
1.2.6 План технологических операций восстановления деталей
1.3 Разработка операций по восстановлению деталей
1.3.1 Исходные данные
1.3.2 Содержание операций
1.3.3 Определение припусков на обработку
1.3.4 Расчет нормы времени на восстановление детали
2 Организационная часть
2.1 Расчет годовой трудоемкости работ на участке
2.2 Расчет количества производственных рабочих на участке
2.3 Расчет количества основного оборудования на участке
2.4 Расчет площади участка
2.5 Техника безопасности
Заключение
Литература
Приложение

Перечень чертежей:
1. Планировка участка для ремонта топливных баков автомобиля ЗИЛ-431410
2. Карта эскизов
3. Маршрутная карта
4. Операционная карта механической обработки

  • Download this image» target=»_blank»>
  • Download this image» target=»_blank»>
  • Download this image» target=»_blank»>
  • Download this image» target=»_blank»>
  • Download this image» target=»_blank»>

Нужен данный материал?

Ремонт топливных баков в СПб

Восстановление и ремонт топливных баков от любого вида техники из различного состава с антикоррозийной обработкой а так же со снятием установкой и последующей гарантией,восстановление топливных горловин а так же трубок топливных насосов. Мы дарим вашему бензобаку вторую жизнь.

Акция! Только до 31 декабря 2018 года!

Скидка 50% на ремонт топливных баков*

*скидка предоставляется только на работу.

Ремонт железных бензобаков, ржавых. Ремонт пластиковых бензобаков. Восстановление бензобака. Ремонт бачков, радиаторов. Проф ремонт бензобаков пластиковых: для тракторов, JCB, погрузчиков, легковых автомобилей, для спецтехники, сельхозтехники. Ремонт пластиковых топливных баков, производится профессионально и качественно, спец материалами. Гарантия качества! Обращайтесь сразу к профессионалам. Исправление некачественного ремонта осложняет работу мастера и повышает стоимость ремонта. Не пытайтесь сами ремонтировать бензобак.

Топливные баки

Ремонт топливных баков

услуги распространяются на все виды транспорта

Топливный бак может повредиться от ударов камнями, отлетающими от дороги, в результате дорожно-транспортного происшествия, по причине образования коррозии. Основные причины для ремонта:

  • пробоины
  • трещины
  • течи от ржавчины
  • вмятины
  • деформация горловины
  • отрыв перегородок внутри бака.

Для качественного ремонта топливного бака предлагаем обратиться к специалистам СТО “NW-CARS» в СПб. Наша мастерская оснащена необходимым оборудованием для сварочных работ. Корректно произведенный ремонт обеспечит длительную службу бака при невысокой стоимости работ, по сравнению с покупкой новой запчасти.

Ремонт топливных баков грузовиков
Большинство баков для грузовой техники выполняется из алюминия, поэтому при повреждении емкости делают заплатку с применением аргоновой сварки.

Сначала проводят подготовку бака, включающую:

  • промывку
  • пропаривание (удаление паров топлива)
  • обезжиривание
  • просушку.

Работы должен выполнять квалифицированный специалист.

Ремонт баков легковых автомобилей
Большинство бензобаков легковых авто выполняется из термических пластмасс. Холодная сварка не используется. Применяют пайку, припоем в которой выступает однородный по составу пластик. Использование качественных материалов и современных агрегатов позволяет полностью восстановить емкость.

Ремонт алюминиевых топливных баков автомобилей методом сварки аргоном
Сварка топливного бака аргоном является наиболее надежным способом восстановления. Наши специалисты выполняют работы согласно технологии, что исключает протекание. При сварке формируют шов высокого качества. Данный метод позволяет ремонтировать детали из любого металла. Мастер должен обладать необходимыми знаниями и умениями.

Мы выполняем работы любой сложности, независимо от формы бака, наличия на нем изгибов и неровностей. На все оказанные услуги СТО «NW-CARS» предоставляется гарантия. К нам Вы можете обратиться при поломке бензобака на спецтехнике или легковой машине. Для расчета стоимости проконсультируйтесь с нашим специалистом по телефону.

Мы устанавливаем выгодные цены на ремонт топливных баков грузовых и легковых автобилей. Услуги оказываются мастерами с высокой квалификацией, имеющими большой опыт.

Для получения информации свяжитесь с нашим сотрудником:
+7(931)378-5363 / +7(911)284-5363
info@nw-cars.ru

Информация для клиентов! Результаты диагностики и осмотра т/с действительны на момент предъявления автомобиля.

При наличии скрытых или периодически проявляющихся («плавающих») неисправностей и дефектов, их выявление возможно только при их проявлении на момент диагностики.

Стоимость работ, не указанных в прайсе оговариваются отдельно с мастером.

Цены действительны при условии нормального состояния
резьбовых крепежных соединений (гайки, болты, винты и прочее
нормально откручиваются без дополнительного нагрева,
применения спец жидкостей и средств).

Записаться на сервис

Для отправки сообщения заполните поля формы и нажмите кнопку «записаться».

*Все поля обязательны для заполнения.

г. Томск, ул. Тимакова, 21, стр. 8

Тел.: 901-600, 21-09-09, +7 (913) 850-44-04

г. Томск, ул. Тимакова, 21, стр. 8

Тел.: 901-600, 21-09-09, +7 (913) 850-44-04

  • Услуги центра
    • Диагностические работы
    • Тех. обслуживание
    • Плановое ТО
    • Автомасла и фильтры
    • Двигатель
    • Трансмиссия
    • Ремонт подвески
    • Рулевое управление
    • Тормозная система
    • Топливная система
    • Выхлопная система
    • Система охлаждения
    • Автокондиционеры
    • Шиномонтаж
    • Автосигнализации
    • Автоэлектрика
    • Подогреватели и отопители
    • Дополнительное оборудование
    • Рефрижераторы, холодильное оборудование
    • Автозапчасти
    • Диагностика и ремонт VOLKSWAGEN
    • Диагностика и Ремонт BMW
    • Диагностика и ремонт Cadillac
    • Диагностика и ремонт Land Rover
    • Диагностика и ремонт Mercedes
    • Диагностика и ремонт Корейских авто
    • Диагностика и ремонт Ford и Mazda
    • Диагностика и ремонт Chevrolet
  • Каталог товаров
    • Предпусковые подогреватели двигателя
    • Сепаратор для очистки топлива — Separ-2000
    • Подогрев топлива «Номакон»
    • Автосигнализации
    • Иммобилайзеры
    • GSM/GPS маяки
    • Защита OBD
    • Бесключевые обходчики
    • Сейфы ЭБУ и блока сертификации
    • Замки и блокираторы
    • Шумоизоляция
    • Рефрижераторные установки
    • Дополнительное оборудование
  • Полезная информация
  • Контакты

Топливный бак

Топливный бак — важный конструктивный элемент топливной системы. Он предназначен для безопасного хранения определенного количества топлива (бензин, дизельное топливо, газ и др.), предотвращения его утечек и ограничения выбросов в результате испарения.

На легковых автомобилях топливный бак устанавливается, как правило, перед задней осью под задним сиденьем, вне зоны деформации автомобиля при ударе сзади. Объем топливного бака должен обеспечивать автономный пробег автомобиля в пределе 400-600 км. Бак закрепляется на кузове автомобиля ленточными хомутами. С нижней части топливного бака может устанавливаться металлическая защита от повреждений. Для предотвращения нагрева топливного бака от элементов выпускной системы применяются теплоизолирующие прокладки.

Топливные баки изготавливаются из металла (алюминий, сталь) или пластмассы. Самым популярным материалом в настоящее время является пластмасса (полиэтилен высокой плотности). Преимуществом пластмассовых баков является наилучшее использование пространства для установки, т.к. при изготовлении (формовке) можно получить топливный бак любой формы, а значит добиться максимального его объема.

Пластик не подвержен коррозии, вместе с тем, стенки бака проницаемы для углеводородов на молекулярном уровне. Для предотвращения микроутечек топлива пластиковые баки изготавливаются многослойными. В некоторых конструкциях внутренняя поверхность бака покрывается фтором, препятствующим утечкам.

Металлические топливные баки свариваются из штампованного листа. Алюминий используется для хранения бензина, дизтоплива, сталь – для газа. С целью оптимизации свободного пространства для каждого нового автомобиля разрабатывается свой топливный бак. При этом для одной модели автомобиля топливные баки могут различаться в зависимости от типа кузова, типа двигателя, конструкции топливной системы, системы впрыска, климатического исполнения.

Заливная горловина

Заправка топливного бака производится через заливную горловину, которая располагается слева или справа над задним крылом. Предпочтительным является левое расположение заливной горловины (расположение со стороны водителя), при котором по окончании заправки меньше шансов оставить заправочный пистолет в горловине и уехать вместе с ним.

С топливным баком заливная горловина соединена трубопроводом. Сечение заливной горловины и трубопровода должно обеспечивать скорость заправки топливного бака порядка 50 литров в минуту. Горловина топливного бака запирается винтовой крышкой. На автомобилях Ford применяется заливная горловина топливного бака без крышки – система Easy Fuel. Снаружи горловина закрыта лючком, оборудованным замком. Замок лючка бензобака отпирается из салона с помощью электрического (электродвигатель) или механического (трос) привода.

Топливо в систему подается через выходной топливопровод, избытки топлива возвращаются обратно в бак по сливному топливопроводу. В автомобилях с бензиновыми двигателями в топливном баке устанавливается электрический топливный насос, обеспечивающий нагнетание топлива в систему. В конструкции автомобиля предусматривается технологический доступ к насосу (лючок в кузове).

Для контроля уровня топлива в баке устанавливается соответствующий датчик. Он образует единый блок с топливным насосом (бензиновые двигатели) или устанавливается отдельно (дизели). Датчик состоит из поплавка и потенциометра. При снижении уровня топлива поплавок опускается, изменяется сопротивление связанного с ним потенциометра и уменьшается напряжение в цепи. При этом отклоняется стрелка указателя уровня топлива на панели приборов. В топливных баках сложной конструкции и большого объема может устанавливаться два датчика контроля уровня топлива, работающих совместно.

Для эффективной работы топливного бака в нем должно постоянно поддерживаться атмосферное давление. Данную задачу решает система вентиляции топливного бака, которая:

  • нейтрализует разряжение, возникающее при потреблении топлива из бака;
  • способствует вытеснению избытка воздуха, возникающего при заправке топливного бака;
  • противодействует повышению давления в связи с нагревом топлива.

При пониженном давлении топливный бак может деформироваться, а подача топлива прекратиться, при высоком давлении – разорваться.

На современных автомобилях используется система вентиляции топливного бака закрытого типа, т.е. топливный бак не имеет непосредственного соединения с атмосферой. Схемы системы вентиляции топливного бака, используемые на автомобилях, могут существенным образом отличаться. Вместе с тем, можно выделить общие элементы, отвечающие за впуск воздуха в топливный бак и выпуск из него паров топлива.

Задача впуска воздуха при возникающем разряжении решается с помощью предохранительного клапана. Клапан устанавливается в крышке заливной горловины. По своей сути это обратный клапан, пропускающий воздух в одном направлении и запирающий его движение — в другом. При возрастании разряжения в топливном баке атмосферное давление отжимает пружину клапана, в результате чего воздух поступает в топливный бак и давление в нем выравнивается с атмосферным давлением.

При заправке топливного бака избыток паров топлива вытесняется по вентиляционному трубопроводу, расположенному параллельно с заправочным трубопроводом. На конце трубопровода может располагаться компенсационная емкость, в которой скапливается избыток паров бензина при заправке. Емкость не соприкасается с атмосферой, а соединена отдельным трубопроводом с адсорбером системы улавливания паров бензина. В конце вентиляционного трубопровода также устанавливается гравитационный клапан, предотвращающий разлив топлива из бака при опрокидывании автомобиля. Клапан срабатывает при наклоне автомобиля свыше 45°.

Пары топлива, возникающие при нагреве, выводятся из топливного бака с помощью системы улавливания паров бензина. Данная система является неотъемлемой частью системы вентиляции топливного бака. Для эффективной работы системы улавливания паров бензина в топливном баке могут устанавливаться датчик температуры топлива и датчик давления топлива в топливном баке.

Ремонт бензобака своими руками: четыре проверенных способа

Автомобильные дороги не всегда идеальны, и сложно застраховаться от поломки во время передвижения по ним. Наиболее частой проблемой является пробой резины, но данную неисправность устранить не так сложно, особенно при наличии с собой запаски. Куда больше вопросов возникает, когда требуется провести ремонт бензобака своими руками, если он вдруг оказался пробит и из него начало выливаться топливо. Не всегда есть возможность вызвать эвакуатор, да и в некоторых ситуациях это вовсе ни к чему, поскольку отремонтировать бензобак на месте с помощью подручных средств может любой водитель, имея соответствующие знания.

Как обнаружить повреждение бензобака

У большинства автомобилей топливный бак находится на днище, что повышает опасность его повреждения при движении по пересеченной местности или дорогам низкого качества. Простой удар по бензобаку может привести к появлению на нем вмятины, но направленное точечное повреждение выльется в образование пробоя. На то, что бензобак пробит, указывают следующие факторы:

  • В салоне автомобиля отчетливо начал чувствоваться запах бензина;
  • Стрелка уровня топлива начала приближать к нулю быстрее, чем обычно.

Если вы заметили признаки наличия пробоя в бензобаке, следует остановить автомобиль и заглушить двигатель. После этого внимательно осмотрите бензобак на наличие повреждений и пробоев. Когда они будут найдены, потребуется действовать, в зависимости от конкретной ситуации. Ниже мы приведем несколько способов самостоятельного ремонта топливного бака в дорожных условиях.

Ремонт бензобака своими руками

Топливный бак устроен довольно просто, и он представляет собой резервуар, который наполняется бензином. При этом выполнен бензобак может быть из стали, алюминия, пластмассы или других материалов. Пробитый бензобак лучше заменить на новый, часто недорогие варианты можно найти на различных автомобильных «разборках». Однако если вы находитесь в дороге, есть возможность своими руками отремонтировать резервуар, чтобы доехать до места технического обслуживания или продолжить эксплуатацию машины до покупки новой детали.

Способ 1: Ремонт бензобака резиновой накладкой и болтом

Самый эффективный способ ремонта бензобака в дороге – это его герметизация при помощи резиновой заглушки. Его целесообразно применять, когда пробой в топливном баке большого диаметра, и в него может быть вставлен болт. Ремонт производится следующим образом:

  1. Пробой в баке, который необходимо заделать, предварительно требуется расширить до диаметров имеющегося в наличии болта;
  2. Далее для болта подбирается шайба с резиновой прокладкой;
  3. Следом потребуется через горловину топливного бака в подготовленное отверстие установить болт и с наружной стороны наложить на него шайбу, резиновую прокладку и затянуть при помощи гайки.

Важно: Подбирайте в качестве прокладки резину, которая не растворяется под действием бензина. Не используйте «сырую резину», которая быстро придет в негодность.

Следует отметить, что подобный способ ремонта бензобака популярен среди дальнобойщиков. Заделав подобным образом отверстие в топливном баке, можно не беспокоиться о его надежности. Если нет возможности заменить бензобак в ближайшем будущем, рекомендуется удалить резьбу и прокрасить стыки, чтобы избежать коррозии. При грамотном выполнении заплатки, бензобак сможет прослужить на ней месяцы или даже годы.

Способ 2: Решение проблемы с бензобаком на карбюраторном двигателе

Карбюраторные двигатели активно уходят в прошлое, но на старых моделях автомобилей они еще остаются, и водителям подобных машин будет полезно узнать, что делать при пробое бензобака. Устройство карбюратора с топливными насосами диафрагменного типа таково, что позволяет использовать в качестве бензобака любую емкость, опустив в нее шланг, который идет от бензонасоса.

Найдите любую свободную бутылку, если таковой в автомобиле не оказалось, можно использовать бачок омывателя. Наполните тару бензином и поместите в нее мягкий шланг, который идет от бензонасоса. Обратите внимание, что если вы используете бутылку, то ее потребуется хорошо закрепить, чтобы она не перевернулась в поездке. Когда все будет сделано, можно ехать до станции технического обслуживания.

Важно: Перед тем как продолжать движение, убедитесь, что в бензобаке не осталось топлива, чтобы оно не разливалось по дороге.

Способ 3: Ремонт бензобака с помощью заплатки на клею

Если повреждение бака автомобиля не очень серьезное, можно сделать простую заплатку на тканевой основе и закрепить ее клеем. Для этого потребуется обзавестись куском ткани, хорошим клеем «Момент» и нитрокраской любого цвета, которая часто имеется в автомобилях. Последовательность действий при ремонте пробоя следующие:

  1. Вырезаете небольшой кусок плотной ткани. Если ткань тонкая, можно сложить несколько слоев;
  2. Далее полностью пропитываете ткань клеем «Момент» или его аналогом и прикладываете ее к месту пробоя;
  3. Следом необходимо подождать 2-3 минуты, пока клей подсохнет;
  4. Когда ткань будет надежно держаться, обработайте ее нитрокраской, чтобы минимизировать возможность протекания сквозь нее топлива.

Подобная заплатка поможет добраться до сервисного центра и провести полноценный ремонт топливного бака.

Важно: Не стоит менять ткань на резину при подобном способе экстренного ремонта. При движении автомобиля резиновый элемент быстро отклеится, тогда как ткань, упрочненная нитрокраской, не хуже справится с задачей по герметизации топливного бака.

Способ 4: Метод «Холодной сварки»

«Холодная сварка» — отличный способ, чтобы заделать брешь в бензобаке. Его сложность в том, что водитель должен иметь при себе: эпоксидную смолу, отвердитель, наждачную бумагу и ткань. Если это все имеется у вас в наличии, ремонт бензобака можно выполнить по следующей инструкции:

  1. Первым делом необходимо подготовить поверхность для нанесения эпоксидной смолы. Для этого наждачной бумагой тщательно зачистите площадь вокруг повреждения;
  2. Далее смешайте эпоксидную смолу и отвердитель. Если требуется их нагреть, можно поставить на теплый двигатель;
  3. Пропитайте получившейся клейкой основой ткань и приложите ее к месту повреждения на бензобаке.
  4. Дождитесь момента засыхания клейкой основы.

Во многих частных автосервисах данным способом восстанавливают бензобаки, поскольку он является довольно надежным. Топливный бак на протяжении нескольких лет может спокойно эксплуатироваться после подобного ремонта.

Ремонт и сварка топливных баков

Появление в салоне автомобиля устойчивого запаха бензина или дизтоплива, равно как и повышенный расход топлива, сигнализируют о разгерметизации топливной системы. В этом случае необходимо срочно обращаться за профессиональной помощью по ремонту топливных баков, поскольку ездить на таком автомобиле опасно для жизни.

В автосервисе проведут визуальный осмотр всех шлангов, связывающих бензобак с системой питания двигателя, и если не выявят дефектов, то приступят к осмотру самого бензобака. Как правило, при нарушении герметичности бака появляются подтёки бензина или дизтоплива на нижней его части.

Течь в бензобаке может появиться в следующих случаях:

  • механическое повреждение в результате ДТП;
  • коррозия металла.

Сварка топливного бака в данном случае — оптимальный вариант, поскольку новые бензобаки стоят недёшево.

Куда обращаться?

Ремонт топливных баков в Москве — одна из тех услуг, которые можно заказать в автосервисе «М.Б.С.». Мы качественно ремонтируем баки, изготовленные из алюминия и чёрного металла, и в этом нам помогает современное оборудование профессионального уровня, высококачественные расходные материалы. У нас работают сварщики высокой квалификации, которые знают все нюансы аргонной сварки. Они умеют добиваться идеальных швов, которые практически не видны. Ремонт алюминиевых топливных баков в «М.Б.С.» — это доступная цена и гарантия качества!

Помимо этого, у нас можно заказать целый ряд услуг, связанных с обслуживанием автомобиля: к примеру, замену масла в двигателе!

Как проводятся работы?

Технология проведения работ по сварке бензобака зависит от причины разгерметизации.

При механическом повреждении проводят следующие работы:

  • бензобак демонтируют с автомобиля, сливают из него топливо, промывают и выпаривают;
  • если это возможно, проводят рихтовку повреждённой стенки специальным инструментом через горловину или отверстия датчика уровня;
  • если рихтовка невозможна из-за сильной деформации металла, осуществляют вырезка повреждённых поверхностей;
  • на место вырезанных кусков подбирают новые листы металла;
  • места стыков тщательно зачищают и обезжиривают;
  • проводят аргонно-дуговую сварку;
  • зачищают сварные швы;
  • проводят проверку герметичности бака специальными текучими жидкостями;
  • обезжиривают поверхность бака и покрывают её грунтом;
  • после высыхания грунта поверхность шпатлюют, зачищают, грунтуют и наносят сверху краску.

В случае когда бензобак вышел из строя в результате коррозии, он подвергается осмотру на предмет толщины стенок. Как правило, из-за постоянного соприкосновения нижней части бака с конденсатом именно она больше всего подвержена воздействию коррозийных процессов. Работы в данном случае предусматривают следующее:

  • демонтаж датчика уровня топлива;
  • демонтаж бензобака, его промывку и выпаривание;
  • вырезку проржавевших областей, их замену новыми листами;
  • зачистку и обезжиривание стыков, проведение сварочных работ;
  • зачистку сварочных швов, проверку на герметичность;
  • зачистку поверхности бензобака, нанесение грунта, шпатлёвки, грунтовки и краски.

Топливный бак Вашего авто дал течь? Обращайтесь в «М.Б.С.» и получайте услуги профессионального уровня!

Ремонт, сварка, запайка топливного бака, бензобака

Аргонная сварка алюминиевого топливного бака, бака из алюминияот 3600 р.
Сварка, запайка, пайка стального бака, бака из сталиот 2600 р.
Пропаривание топливного бака, бензобака500р.
Ремонт, сварка, запайка бензобака со снятием/установкой и с пропариванием для легкового автомобиля малого класса5100 р.
Ремонт, сварка, запайка бензобака со снятием/установкой и с пропариванием для легковых авто большого класса и джипов6800 р.
Ремонт, пайка, склейка пластикового топливного бака, бака из пластика, пластмассыот 3600 р.

О баках

Топливный бак или бензобак или бак для дизельного топлива грузовиков – это очень важная часть автомобиля, так как без бензина или солярки никакой автомобиль в современном мире ни куда не поедет. Еще есть масляные баки то есть баки предназначенные для масла в гидравлических системах. Разумеется эта часть автомобиля должна функционировать без укоризненно. Топливный бак не должен протекать, терять драгоценное горючее, быть достаточного объема (что бы не был деформирован) и все его составные системы: бензонасос, вентиляционная система (обратка) все должно работать правильно. Внутри бака должна поддерживаться чистота, иначе топливная система может засориться.

Наиболее распространённые конструкции бензобаков, топливных баков: это стальные бензобаки и алюминиевые топливные баки.

Повреждения баков

Наиболее частые повреждения топливного бака, бензобака – это коррозия металла и пробоина от попадания от инородного предмета или аварии. Бывают так же протертости от хомутов, удерживающих бак на автомобиле. Еще бывает деформация, изменение формы и объема бензобака в следствии аварии. Все это приводит к вытеканию топлива, бензина или к уменьшению объема топливного бака. Еще, более редкое повреждение: отрыв перегородок внутри топливного бака, приводящий к перемещению большой массы бензина, дизельного топлива внутри бака с большой силой во время движения автомобиля. Что может привести к деформации бензобака или смещению его в крепежах на автомобилях.

Как и где отремонтировать бак

Ремонт топливного бака, бензобака в ARG Service в основном производиться с помощью приваривания, запайки заплаток на поврежденное место. В результате многолетнего опыта в ARG Service пришли к выводу, что это самый эффективный и надежный способ ремонта. Другие способы ремонта топливного бака, бензобака оказались ненадежными. Иногда приходится делать разрезы при ремонте. Даже полностью разрезать топливный бак, бензобак, например, для устранения крупной деформации или чтобы добраться до внутренних перегородок. Сварка, запайка топливного бака, в ARG Service производится: для алюминиевых топливных баков – аргонной сваркой, для стальных баков – ацетилено-кислородной сваркой, пайкой. Это является самым эффективным способом ремонта. Так же бывает пластиковые топливные баки, бензобаки. В ARG Service их ремонтируют с помощью композитных материалов с армированием (усилением). Еще в ARG Service используются специальные технологии, которые гарантируют 100% герметичность ремонтного места.

О ценах можете узнать наши цены. Гарантия на ремонт топливных баков составляет 3 месяца.

Очень важная операция при ремонте, сварке топливного бака, бензобака, является пропаривание, с целью устранения паров топлива(солярки, бензина). Это обязательное условие. Если пары топлива останутся в баке, при сварке может произойти взрыв, который приведет к разрыву или уничтожению бака и травмам рабочих.

В ARG Service так же производят услугу: пропаривание топливного бака, бензобака. Так же можем предоставить Вам услугу по снятию и установке бака с легкового автомобиля.

Фотографии работ

Сильно деформирован стальной топливный бак от комбайна.

Ремонт стального топливного бака.

Сильно деформирован алюминиевый топливный бак от грузовика.

Ремонт алюминиевого топливного бака.

Нажмите здесь, чтобы увидеть все фото

Трещина на промышленном пластиковом баке

Ремонт промышленного пластикового бака

Пробоина в бензобаке Hyundai Elantra

Hyundai Elantra. Ремонт бензобака сваркой

VW Tiguan. Пробоина в пластиковом бензобаке.

VW Tiguan. Ремонт пластикового бензобака.

Сильно замят и порван алюминиевый топливный бак от грузовика

Ремонт алюминиевого топливного бака рихтовкой и аргонной сваркой.

Замят и порван бензобак «Матиз»

Ремонт бензобака «Матиз»

Большая пробоина в пластиковом топливном баке от трактора

Ремонт пластикового топливного бака привариванием заплаты

Пробоина в алюминиевом топливном баке от грузовика

Приваривание заплаты аргонной сваркой на алюминиевый топливный бак.

Трещина в пластиковом бензобаке «Тигуан»

Ремонт пластикового бензобака «Тигуан»

Сильно замят алюминиевый топливный бак от грузовика.

Ремонт алюминиевого бака рихтовкой и аргонной сваркой.

Замят алюминиевый топливный бак.

Вскрытие бака. Рихтовка ремонтной части

Аргонная сварка алюминиевого топливного бака.

В алюминиевом топливном баке отсоединилась внутренняя перегородка

Вскрытие топливного бака.

Приваривание перегородки аргонной сваркой.

Ремонт пластикового топливного бака привариванием нескольких заплат

Аргонная сварка алюминиевого топливного бака

Топливный бак Мицубиси Паджеро проржавел насквозь.

Сварка топливного бака Мицубиси Паджеро.

Окраска бака антикоррозионным покрытием после ремонта.

Сварка стального топливного бака от грузовика.

Пробоина в пластковом топливном баке от трактора.

Ремонт пластикового топливного бака.

Бак «Мазда». Ремонт привариванием заплаты ацетилено-кислородной сваркой

Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания бензиновых двигателей

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
1. Устройство системы питания 4
2. Общие сведения о техническом обслуживании и текущем ремонте 12
3. Обнаружение неисправностей 16
4. Техническое обслуживание системы питания 21
5. Ремонт системы питания 23
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Плановое техническое обслуживание состоит из следующих видов работ: техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке; ежесменное, периодическое и сезонное техническое обслуживание: техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации.В период эксплуатационной обкатки проводят ежесменное техническое обслуживание. После обкатки проводят первое техническое обслуживание, проверяют и, если необходимо, регулируют форсунки и заменяют масло в топливномнасосс.При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО), проводимом до начала работы, в процессе работы и после работы, проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают масло в картер топливного насоса и регулятора, отстоенное и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей.При первом техническом обслуживании (ТО-1), проводимом через каждые 60 ч работы, выполняют ежесменное техническое обслуживание и, кроме того, операции по уходу за воздухоочистителем; сливают отстой из топливных баков, фильтров-отстойников, фильтров грубой очистки и, если необходимо, из фильтров тонкой очистки топлива.При втором техническом обслуживании (ТО-2), проводимом через 240 ч работы, выполняют операции первого технического обслуживания и, кроме того, заменяют масло в корпусе топливного насоса и в корпусе регулятора.Проверяют, очищают и промывают воздухоочиститель, проверяют герметичность соединений воздухоочистителя и впускных трубопроводов; промывают фильтр грубой очистки топлива, крышку и фильтр горловины бака, сапун и сливную трубкутопливного насоса. Когда установлен сигнализатор, полное обслуживание воздухоочистителя проводят при срабатывании сигнализатора, не ожидая срока технического обслуживания. Сливают отстой из корпуса фильтра тонкой очистки топлива. Проверяют давление начала впрыска и качество распыливания топлива и, если необходимо, регулируют форсунки.При третьем техническом обслуживании (ТО-3) проводимом через 960 ч работы, выполняют операции второго технического обслуживания и, кроме того, проверяют техническое состояние узлов)Сезонное техническое обслуживание (СТО) проводят дважды в году.5. Ремонт системы питанияДетали бензиновых насосов и карбюраторов промывают в керосине или бензине. Смолистые отложения на жиклерах, игольчатом клапане поплавкового механизма, дозирующих иглах, распылителях и клапане экономайзера удаляют ацетоном или нитрорастворителем.Топливный бак. Основные неисправности: вмятины на стенках, трещины, подтекание крана, износ или срыв резьбы.Герметичность бака проверяют, погружая его в резервуар с водой и создавая в нем избыточное давление воздуха до 0,025 МПа. Выделение пузырьков воздуха показывает на негерметичность бака.Небольшие трещины запаивают, на большие припаивают или приваривают заплаты. Для устранения больших вмятин вырезают отверстие в стенке для доступа инструмента к поврежденному участку. После устранения вмятины отверстие заделывают и бак проверяют на герметичность воздухом под давлением 0,03. 0,05 МПа.Бензиновый насос, развивающий недостаточные давление и производительность, разбирают, моют и дефектуют.Основные неисправности: износ отверстий под ось рычага привода, срыв резьбы под винты крепления крышки, коробление плоскостей разъема, износ отверстия в рычаге привода диафрагмы под опорный палец и рабочей поверхности в месте упора в эксцентрик, разрывы диафрагмы и износ клапанов.Изношенные отверстия в корпусе под ось и в рычаге под опорный палец развертывают на ремонтный (увеличенный) размер оси и пальца. Неисправную резьбу ремонтируют установкой спиральных вставок.Плоскости разъема притирают на плите абразивной шкуркой или пастой. Место износа рабочей поверхности рычага наплавляют и обрабатывают по шаблону. Неисправную диафрагму заменяют. У клапанов выводят износ притиркой на плите.После ремонта насос испытывают на производительность, развиваемое давление и герметичность.Карбюратор. Основные неисправности, выявляемые при проверке на безмоторной установке: неплотность клапанов, негерметичность и вмятины поплавка, нарушение пропускной способности жиклеров.При нарушении герметичности поплавка прокалывают стенку, противоположную поврежденной, и сжатым воздухом удаляют из поплавка просочившийся внутрь бензин. Прокол и трещину в стенке запаивают.Для устранения вмятин поплавок распаивают, расправляют вмятину и снова запаивают. Проверяют массу и герметичность поплавка. Герметичность проверяют, погружая поплавок в воду, нагретую до 80. 90 С.Пузырьки воздуха, выходящего из поплавка в неисправном месте, указывают наегонегерметичность.Если пропускная способность жиклера ниже нормальной, развертывают его калиброванное отверстие до необходимого размера. При износе отверстия более допустимого жиклер заменяют. Иногда неисправный жиклер рассверливают и запрессовывают или впаивают латунную вставку, которую раззенковывают, рассверливают и развертывают до требуемого размера. При ремонте пользуются комплектом инструментов 2445 для слесаря-карбюраторщика.Бензиновый насос. Основные контролируемые показатели: производительность и максимальное давление, развиваемое насосом.Насос устанавливают на прибор модели 374 (рис. 1), соединяют шлангами с блоком кранов 11 и приводят в действие вращением маховичка,находящегося на кулачковом валу 14.Максимальное давление определяют по показаниям манометра 12 при перекрытом выходе топлива.После достижения максимального давления прекращают вращать маховичок и определяют величину падения давления за 30 с при отжатой диафрагме. Давление за это время должно снизиться не более чем на 0,01 МПа. Производительность определяют по объему топлива, поданного насосом в мерный цилиндр 9 за 10 оборотов при частоте вращения кулачкового вала, равной 1 об/с.Карбюратор в сборе проверяют на безмоторной установке НИИАТ-489А.Жиклеры карбюратора проверяют на пропускную способность, применяя абсолютный и относительный замеры.При первом способе пропускную способность определяют количеством воды в кубических сантиметрах, протекающей через дозирующее отверстие жиклера за 1 мин под напором водяного столба 10+0,02 кПа при температуре воды 20°± 1° С.Рис. 1 — Прибор для проверки бензиновых насосов:1 — корпус прибора; 2 — бак; 3 — предохранительный клапан; 4 — комбинированный кран; 5 — ванна; 6 — шланги; 7 — проверяемый насос; 8— панель; 9 — мерный цилиндр; 10 — блок кранов; 11 — край; 12 — манометр; 13—кронштейн: 14 — кулачковый вал; 15- стойка.Рис. 2 — Прибор НИИАТ-582А для проверки жиклеров:1 — нижний бачок: 2 — предохранительный клапан; 3 — ванна; 4 — мерный цилиндр; 5. — испытуемый жиклер; 6 и 20 — краны; 7 — адаптер; 8 — кран для выпуска воздуха; 9 — стержень указателя напора воды; 10 — напорная стеклянная трубка; 11 — верхний бачок; 12 — контрольная трубка; 13 — панель; 14 — поплавковая камера; 15 — направляющая; 16 и 17 — трубки приспособления для проверки герметичности клапанов; 18 — игольчатый клапан; 19 — трубка подачи сжатого воздуха от насоса.Рис. 3. Проверка уровня топлива ^поплавковой камере карбюратора: а — К-88А (автомобиль ЗИЛ-130); б — К-126Б (автомобиль ГАЭ-53А); 1 — стеклянная трубка; 2 — язычок рычага поплавка; 3 — смотровое окно.При втором способе пропускную способность испытуемого жиклера сравнивают с пропускной способностью эталонного жиклера. Для проверки жиклеров, бывших в эксплуатации, применяют прибор НИИАТ-528А с абсолютным замером.Испытуемый жиклер 5 (рис. 2) вставляют в резиновый наконечник прибора, стержнем 9 устанавливают величину столба воды 1 м и открывают кран б, соединяющий жиклер с адаптером 7. Вода из трубки 10, создающей напор, поступает в жиклер и собирается в мерном цилиндре 4. Постоянный уровень воды в трубке 10 поддерживается игольчатым клапаном 18.При испытании замеряют время в секундах, за которое через жиклер проходит заданный объем жидкости.Пропускную способность подсчитывают в см3/мин.Клапаны карбюратора проверяют на герметичность. Для этого используют трубки 16 и 17, создавая под проверяемым клапаном перепад давления воды. При нарушении герметичности уровень воды в трубках изменяется. Кроме этого, применяют вакуумный прибор, создающий разрежение под испытуемым клапаном.Поплавковая камера карбюратора должна поддерживать определенный уровень топлива в камере. Проверяют уровень, в зависимости от конструкции карбюратора, по рискам смотрового окна, по краю контрольного отверстия или при помощи стеклянной трубки с резиновым шлангом и штуцером, который ввертывают в спускное отверстие или в отверстие колодцев. В стеклянной трубке устанавливается уровень топлива, одинаковый с уровнем в поплавковой камере. Контролируют высоту А (рис. 3) уровня топлива в трубке по отношению к плоскости разъема карбюратора.Уровень изменяют, подгибая язычок 2, ограничивающий ход поплавка, или рычаг поплавка, а также меняя число прокладок под корпусом игольчатого клапана.Ускорительный насос карбюратора проверяют на производительность, измеряя объем топлива, впрыснутого за определенное число ходов привода.У клапана экономайзера с механическим приводом проверяют момент включения в зависимости от положения дроссельной заслонки. Его регулируют, изменяя величину хода привода.ЗаключениеВ настоящеевремя практически прекратились разработки иобеспечение предприятий нормативно-технологической документацией,что не могло не сказаться на уровне технического состоянияавтомобилей.Поэтому сегодняшним выпускникам автотранспортныхколледжей предстоит, используя полученные знанияи возможности рыночных отношений, сформулировать иреализовывать современную техническую политику по обеспечениюработоспособности стремительно растущего автомобильногопарка страны. Это повышает требования к обслуживающемуперсоналу автотранспортной техники, которые должны иметьглубокие профессиональные знания, и в связи сбольшим многообразиемавтомобилей быть специалистами широкого профиля.Список использованной литературы1. Титунин Б.А.. Ремонт автомобилей КамАЗ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991.2. Буралёв Ю.В. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей : Учебник для сред.проф.-техн. училищ / Ю.В. Буралёв, О.А. Мортиров, Е.В. Клетенников. – М.: Высш. школа, 1979.3. Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. и др. Автомобили КамАЗ : Техническое обслуживание и ремонт. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988.

Список использованной литературы
1. Титунин Б.А.. Ремонт автомобилей КамАЗ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991.
2. Буралёв Ю.В. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей : Учебник для сред. проф.-техн. училищ / Ю.В. Буралёв, О.А. Мортиров, Е.В. Клетенников. – М.: Высш. школа, 1979.
3. Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. и др. Автомобили КамАЗ : Техническое обслуживание и ремонт. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector