Температурный датчик включения вентилятора - Авто журнал Волгино Авто
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчики включения вентилятора

Датчики включения вентилятора

ОЕМ номер 2141-3808800 ТМ 108-02 TC10804M TM10802828

код Luzar LS 0241

применяемость для а/м

IZH 2126 2127 2717

Lada 2103 2104 2107 2106

ОЕМ номер 96181814

код Luzar LS 0514

применяемость для а/м

Daewoo Espero (90-) Nexia (94-) Nexia new (08-)

ОЕМ номер 2103-3808800 ТМ 108 661.3710 TM 108

код Luzar LS 0103

применяемость для а/м

IZH 2126 2127 2717

Lada 1111 (Ока) 2103 2104 2107 2106 2108 2109 21099

GAZ 3110 31105 3302 2217 2752 2705 3221

ZAZ 1102 1103 1105 Tavria Slavuta

VIS 1705 2347 2345

ОЕМ номер 2108-3808800 ТМ 108-10 66.3710

код Luzar LS 0108

применяемость для а/м

Lada 1111 (Ока) 2108 2109 21099

Датчик вентилятора LUZAR

Датчики включения вентилятора LUZAR предназначены для включения вентилятора охлаждения автомобиля. Он представляет собой подпружиненный контакт, срабатывающий при повышении температуры охлаждающей жидкости.

На что обращать внимание при выборе

LUZAR выпускает 4 модели датчиков вентилятора:

  • ВАЗ 2103
  • ВАЗ 2108
  • ВАЗ 2103, АЗЛК 2141 (низкотемпературный)
  • DaewooNexiaSOHC

В современных автомобилях вентилятор охлаждения включается бортовым компьютером и датчики включения вентилятора не используются.

Преимущества датчиков вентилятора

Каждый датчик комплектуется уплотнительным кольцом, изготовленным из медного сплава для герметичности соединения датчика с радиатором. Места контактов с проводами скрыты от грязи и осадков специальными карманами в корпусе.

Датчики ч.2. Датчик включения вентилятора.

Добрый день, я продолжаю исправлять косяки на Волге после предыдущего владельца и сегодня мы продолжим разговор о датчиках и речь пойдет о датчике включения вентилятора.

Вентилятор у Волги включается в зависимости от того, какие мозги стоят либо непосредственно от отдельного датчика, если у вас НЕ Микас, либо от датчика температуры который дает показания в мозги, если у Вас Микас, там можно включить такую опцию)
Т.к. у меня мозги СОАТЭ, вентилятор у меня включается от отдельного датчика ТМ-108, который в стандартной машине установлен в левом по ходу движения пластиковом бачке радиатора, т.е. насколько я понимаю по замыслу инженеров ОЖ должна пройти через радиатор и только если ее температура там превышает допустимые пределы, должен включаться датчик. Датчик по умолчанию должен стоять 82-87, т.е. когда у вас 87 вентилятор включается, а когда температура падает до 82, то он выключается. Но на практике дело обстоит не всегда так, и когда в радиаторном бачке 87, в голове температура уже ближе к ста градусам. Что естественно не очень хорошо, поскольку близко к перегреву и всем вытекающим из этого неприятностям в виде коробления головы и пробоя прокладки, хотя производитель и заявляет что рабочий диапазон температуры двигателя 85-105 градусов.
Я уже не говорю о том, что до вас кто то может по ошибке или незнанию вкрутить в радиатор датчик с более высокой температурой включения, например 92-87.
Вообщем у меня с момента покупки машины была проблема что вентилятор включался практически в красной зоне, при этом давило тосол из под крышки расширительного бачка. Друг, у которого была такая же машина, говорил что у него тоже включался вентиль ближе к сотни и типа эта норма. НИКОГДА НИКОГО НЕ СЛУШАЙТЕ, ДУМАЙТЕ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ! Нихрена это не норма. Но недавно я приехал постоял немного на холостых, заглушил и услышал булькание под капотом. Открыл капот, в бачке не булькает, но в голове явно булькает, ОЖ КИПИТ, А ВЕНТИЛЯТОР МОЛЧИТ! Я сразу замкнул клеммы на датчике вентилятора друг на друга, что заставило его принудительно охлаждать машину. В такие моменты двигатель лучше не глушить, чтобы циркуляция ОЖ тоже продолжалась в системе, это поможет избежать перегрева и дальнейших проблем.
Короче я понял, что либо датчик стоит на высокую температуру, либо ему приходит кирдык. Маркировку на датчике было невозможно прочитать, он был так закручен что она смотрела вниз, сверху я увидел лишь то, что у меня установлен датчик производства ЛУЗАР.
Я подключил диагностику и решил по показаниям мозгов увидеть на какой все таки температуре включается вентилятор. В итоге температура уже 100, а вентиль все молчит, глушу, тут же завожу, он включается, температура уже 105, включается и снова выключается. Он все понятно, замыкаю напрямую. Т.е. датчик сдох, включаться начал тупо от вибрации двигателя. И второй вывод ОЖ говно- начинает закипать уже при 100-105 градусах, хотя по идее температура закипания должна быть не меньше 120 в системе под давлением.
И я решил сразу сделать нормально, т.к. перенести датчик в железную трубку радиатора, которая стоит в верхнем патрубке и поставить туда датчик на 92-87, по моим задумкам это позволить удержить температуру двигателя в районе 90 градусов, что я считаю оптимальным для 406 двигателя. Это стандартная доработка системы охлаждения на Волге.

Купил трубку от с гайкой под датчик ТМ-108 от газели, купил датчик 92-87, производства Пекар, брать калужский мне опять же отсоветовала знакомая продавец. Пекаровский датчик выглядит прилично, упакован в блистере. В комплекте с датчиком идет медная шайба, ее я отжог на газовой плите, для лучшей герметичности соединения.

Купил метр двухжильного провода 2кв мм, хотя можно использовать и одножильный 1кв мм, родные проводки например вообще супер тоненькие и не вызывают доверия, в идеале менять и их и прокидывать новые провода от датчика прямо до реле. Но у меня это что то вроде времянки сейчас, поскольку систему охлаждения я буду капитально дорабатывать еще. Так же купил клеммы, папа-мама, поскольку хотел сделать так, чтобы если что, можно было откатиться к датчику в радиаторе или подключить ее как второй параллельно на всякий случай. Обжал клеммы, попутно поменял одну родную клемму на датчик, и установил все на машину собственно.

Теперь все работает как и должно, машина не греется, датчик включает вентилятор вовремя, температура все время чуть ниже 90 градусов. Я доволен.

На данный момент пройден тест трассой и пробками, все работает и включается четко, двигатель не перегревается.
Летом буду дальше дорабатывать систему охлаждения, поскольку по ней есть еще ряд проблем.
В идеале еще вывести на кнопку ручное включение вентилятора, чтобы вы могли максимально контролировать температуру в двигателе и не закипеть, если вдруг откажет температурный датчик.
Всем удачи и исправных Волг!

1)Трубка под датчик вентилятора 3302- 110р
2) Провод 1 метр 2 жилы 2 квм мм+ клеммы=70р
3) Датчик вкл вентилятора ТМ-108 Пекар 92-87- 205р

Датчики температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры — деталь электрической системы автомобиля, которая может изменять свои электрические характеристики в зависимости от температуры.

По функции температурные датчики делятся на:
Датчики температуры для блока управления двигателем.
Датчики температуры для указателя (стрелки) приборной панели.
Датчики с несколькими функциями.
Датчики температуры на сигнальную лампу приборной панели (термовыключатели).
Датчики включения вентилятора (термовыключатели).

Датчики температуры для блока управления двигателем, датчики для указателя на приборной панели, датчики с несколькими функциями изменяют свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры. В основе их работы лежит эффект изменения сопротивления различных электропроводящих веществ в зависимости от температуры. У большинства металлов с ростом температуры электрическое сопротивление возрастает то есть они обладают позитивным электрическим коэффициентом (PTC — positive temperature coefficient). Для полупроводников характерен отрицательный температурный коэффициент (NTC — negative temperature coefficient) — то есть уменьшение электрического сопротивления с ростом температуры.

В зависимости от конструкции датчика он может иметь один, либо несколько контактов. Если контакт один, то сопротивление измеряется между контактом и корпусом датчика (Рис.1). Если контактов 2, то сопротивление измеряется между ними (Рис.2, Рис.3). Если контактов много, то возможны самые различные варианты (Рис.4, Рис.5).

Подавляющее большинство температурных датчиков имеет резьбовое крепление (Рис.6-Рис.9), хотя, бывают исключения (Рис.10), соответственно датчики имеют шестигранный участок корпуса под ключ различных размеров. По форме резьба может быть цилиндрической или конической, отличаться диаметром и шагом, так же датчики могут иметь уплотняющую прокладку или же не иметь таковую. Форма электрических разъемов может быть самой разнообразной.

Датчики температуры на сигнальную лампу приборной панели работает по принципу замыкания либо размыкания цепи при достижении определенной температуры. Если датчик с одним контактом, то размыкание/замыкание происходит между контактом и корпусом. В этом случае датчики бывают разомкнутые в холодном положении (Рис.11) и замкнутые в холодном положении (Рис.12). Если у датчика два контакта, то размыкание/замыкание происходит между этими контактами. В этом случае датчики, так же бывают разомкнутые в холодном положении (Рис.13) и замкнутые в холодном положении (Рис.14). Так же встречаются двухконтурные датчики (Рис.15).

Датчики включения вентилятора по устройству, принципам работы и вариантов конструкции идентичны датчикам на сигнальную лампу.

Симптоматика выхода температурного датчика из строя зависит от того, какую функцию выполнял данный датчик. Если вышел из строя датчики температуры для блока управления двигателем, то может наблюдаться неустойчивый запуск двигателя (машина плохо заводится), неустойчивые обороты двигателя, снижение мощности двигателя. Если произошла поломка датчика температуры для указателя (стрелки) приборной панели, то наблюдаются неправильные показания этой стрелки. Если ломается датчик температуры на сигнальную лампу приборной панели или датчики включения вентилятора то наблюдается неправильная работа либо сигнальных ламп либо вентиляторов.

Температурные датчики, хотя и являются элементом электрической системы автомобиля, но от их правильной работы зависит в определенной степени и работоспособность системы охлаждения. Это касается датчиков включения вентиляторов охлаждения радиатора охлаждения двигателя. В ряде автомобилей при неисправном датчике включения вентилятора может произойти перегрев двигателя со всеми вытекающими неприятными последствиями.

При поломке температурного датчика его необходимо заменить на новый, так как ремонт старого датчика в кустарных условиях невозможен и нецелесообразен. При подборе датчика нужно быть очень внимательным и использовать только подходящий для данного случая датчик. Это связано с большим разнообразием используемых в автомобилях датчиков, которые даже при внешнем сходстве могут иметь различные электрические характеристики могут различаться зеркально.

Датчик включения вентилятора на инжекторе: проверка работоспособности

Двигатель внутреннего сгорания имеет узкий рабочий диапазон температур. Превышение его ведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя силовой установки. Для предотвращения возникновения перегрева мотора, за его температурой следят датчик включения вентилятора и мозги инжектора.

Принцип действия и температурные характеристики устройства

Принцип действия датчика включения вентилятора радиатора охлаждения двигателя основан на различии линейного расширения металлов. При нагреве охлаждающей жидкости биметаллическая пластинка устройства меняет свое положение. В определенный момент происходит замыкание контактной группы. Происходит передача сигнала о необходимости включения вентилятора. В некоторых датчиках в момент перегрева двигателя происходит разрыв цепи.

В зависимости от модели датчики имеют разнообразные температурные пределы срабатывания. Так для включения вентилятора ваз 2114-2115 необходима температура 102-105°С. Сигнал о выключении поступает при снижении температуры двигателя до 85-87°С. Выбирая новый датчик для своей машины, автовладелец должен ориентироваться на старое устройство. При отсутствии оригинального, предыдущего устройства нужную информацию можно получить из специальных каталогов.

В наиболее современных системах управления вентилятором отсутствуют пределы срабатывания датчика. Он работает не в режиме реле, а постоянно передает информацию о температуре двигателя в электронный блок управления. В самом ЭБУ заложены пределы включения и выключения вентилятора. Для смены рабочего диапазона потребуется перепрограммирование мозгов.

Схема подключения датчика включения вентилятора в инжекторных двигателях

В отличие от карбюраторных автомобилей, где датчик непосредственно замыкает и размыкает цепь вентилятора охлаждения, в инжекторных двигателях устройство оперирует лишь информационным сигналом. После обработки полученных данных в ЭБУ подается управляющее воздействие на реле вентилятора, установленного на радиаторе. Главным преимуществом такой схемы является возможность аварийной работы системы охлаждения при обрыве связи с датчиком либо выходе его из строя. ЭБУ также может откорректировать режим работы мотора путем влияния на форсунки.

Для определения места, где находится датчик включения вентилятора, необходимо обратить внимание на термостат. В инжекторных двигателях они расположены рядом. В некоторых моделях автомобиля от датчика идут провода в приборную панель для индикации состояния устройства либо для отображения текущей температуры охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности датчика

Проверку работоспособности устройства следует начинать с контроля температуры срабатывания. Для этого потребуется термометр и мультиметр. Все действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к визиту в сервисный центр. Если мультиметр оборудован термопарой, то необходимость в термометре отпадает. Для проверки датчика следует придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать режим прозвонки;
  2. Погрузить резьбовую часть датчика в воду;
  3. Начать постепенно нагревать воду. Контролировать температуру можно при помощи термометра, либо временно переключая мультиметр в режим работы с термопарой;
  4. Дождаться срабатывания устройства;

При критическом отклонении предела срабатывания необходима замена датчика. После приобретения нового устройства необходимо произвести его проверку на пригодность. Бракованные изделия очень распространены в продаже, поэтому проверить правильно ли включается датчик, является обязанностью каждого автовладельца.

Замена со сливом тосола

Обнаружив неправильное срабатывание устройства либо его полную неработоспособность, требуется произвести его замену на новое. Для выполнения демонтажа необходимо следовать инструкции:

  1. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть;
  2. Обесточить «массу» авто путем отсоединения минусовой клеммы аккумулятора;
  3. Снять крышку расширительного бачка;
  4. Вынуть пробку радиатора;
  5. Для предотвращения загрязнения требуется подставить емкость под сливное отверс тие;
  6. Слить тосол из радиатора. Из блока цилиндров сливать антифриз нет необходимости. Для откручивания сливной заглушки достаточно усилия руки, поэтому инструменты не понадобятся;
  7. Когда жидкость перестанет вытекать следует вернуть пробку на место, чтобы избежать ее потери;
  8. Снять клемму с проводами;
  9. Гаечным ключом аккуратно отвернуть датчик.

Для установки нового датчика необходимо:

  1. Проверить состояние медной уплотнительной шайбы. В большинстве случаев она потребует замену на новую. Использование старой прокладки чревато подтеками тосола;
  2. Ввернуть новый датчик, следя за ровностью прилегания уплотнительной шайбы;
  3. Подключить клеммы с проводами;
  4. Залить в расширительный бачок антифриз. В случае если слитый тосол хорошего качества, то можно вернуть его. В противном случае необходимо использовать свежую жидкость;
  5. Для устранения воздушных пробок в системе охлаждения требуется провести ее продувку;
  6. Вернуть на место пробку радиатора;
  7. Закрыть расширительный бачок;
  8. Подсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи;
  9. Прогреть мотор до срабатывания датчика.

Если после указанных действий вентилятор не включается при достижении требуемой температуры, необходимо продолжить поиск неисправности в других возможных местах. Прежде чем продолжать поиск поломки желательно считать лог ошибки с ЭБУ при помощи диагностического сканера.

Установка нового датчика без слива охлаждающей жидкости

В инжекторном двигателе большинства моделей автомобилей датчик располагается в системе охлаждения высоко, что позволяет его вынуть без существенного пролива тосола. Для этого необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Открутить датчик не до конца. При этом начнется незначительное просачивание антифриза;
  2. Проверить медную шайбу на новом датчике;
  3. Одной рукой откручивая старое устройство, другой быстро поднести новое;
  4. После закручивания регулятора тщательно протереть место от потеков охлаждающей жидкости;
  5. Проверить качество монтажа на отсутствие утечек.

При таком методе автовладелец сможет существенно сэкономить время. Недостатком рассматриваемого способа является необходимость производить замену быстро, что может вызвать затруднения у неопытных автолюбителей. При неудачном стечении обстоятельств может пролиться большое количество тосола из системы охлаждения.

Содержание всех элементов системы охлаждения в рабочем состоянии обеспечит защиту двигателя от перегрева и неприятных последствий. Необходимо проводить своевременный контроль работы регулятора, особенно при появлении первых симптомов перегрева. Так как работы предполагают наличие разогретой жидкости, выполнять все манипуляции следует на остывшем двигателе. Это убережет автовладельца от термотравм.

Датчик включения вентилятора

Отказ от постоянного вращения вентилятора с помощью ременного привода позволил сократить время прогрева двигателя. Электрический привод, который состоит из мотора, реле, датчика включения и аккумулятора, позволяет включать вентилятор лишь тогда, когда температура двигателя превышает оптимальное значение. Благодаря такому подходу система охлаждения двигателей внутреннего сгорания стала более эффективной. Периодическое включение вентилятора позволило снизить расход топлива, ведь сократилось время прогрева мотора и исчезли потери мощности на постоянное вращение лопастей.

Как работает и где находится датчик включения вентилятора

Основа датчика – биметаллическая пластина, которая с ростом температуры меняет свою форму. Когда температура охлаждающей жидкости превышает указанное на корпусе датчика значение, изгиб биметаллической пластины приводит к замыканию контактов датчика. Электрический ток, который проходит через контакты датчика, включает силовое реле, управляющее двигателем вентилятора.

Датчик расположен сбоку радиатора. На одних моделях он расположен сверху, на других посередине. Распознать его несложно. Он похож на крупную латунную гайку, к которой подходят два (реже три) электрических провода. Собираясь менять датчик включения вентилятора, учитывайте следующее. Чем ниже температура срабатывания датчика, тем ниже его устанавливают относительно уровня охлаждающей жидкости. Температура включения датчиков, которые устанавливают внизу радиатора, не превышает 85 градусов. Температура датчиков, устанавливают в середине радиатора 90 – 95 градусов.

Как проверить датчик включения вентилятора

Необходимость в проверке датчика возникает после перегрева мотора или подозрении на плохую работу системы охлаждения. В первую очередь необходимо проверить не датчик, а провода и реле, включающие вентилятор. Для этого снимите провода подходящие к датчику и замкните их, если проводов не два, а три, то нужно поочередно замкнуть средний и каждый из крайних. Вентилятор должен включиться на низкой и высокой скорости, в зависимости от того, какие контакты замкнуты. Если вентилятор включился, значит, провода и реле исправны и можно приступать к проверке датчика, если нет, необходимо найти и устранить неисправность (обрыв проводов, плохой контакт, перегоревший предохранитель, сгоревшие реле или мотор вентилятора).

Убедившись, что реле, мотор и провода исправны, приступайте к проверке датчика. Для этого вам понадобится тазик для охлаждающей жидкости, ключ на 30, термометр до 100 градусов, кастрюля с водой, печка и мультиметр. Снимите клемму с аккумулятора и подставьте тазик под автомобиль таким образом, чтобы охлаждающая жидкость из радиатора выливалась не на землю, а в него. Дождитесь, когда радиатор остынет до 45 – 50 градусов, после чего выкрутите сливную пробку (она расположена в нижней части радиатора с левой или правой стороны). После того как жидкость стечет, вкрутите пробку на место. Снимите провода с датчика (если их 3, то пометьте каждый, чтобы при установке нового датчика не перепутать их), после чего ключом на 30 выкрутите датчик.

Налейте в кастрюлю воды, чтобы она покрыла рабочую часть датчика (до гайки) и поставьте на печку. Контролируйте температуру воды с помощью термометра.

С помощью мультиметра проверяйте срабатывание контактов датчика. Для трехконтактного желательно использовать два мультиметра. Включите мультиметр в режим измерения сопротивления со звуковым сигналом и подключите к выводам датчика. Когда биметаллическая пластина замкнет контакты, мультиметр начнет пищать. Выключите печку и дождитесь выключения мультиметров. Сравните показания термометра в момент срабатывания и выключения контактов датчика. Если отклонение от написанных на корпусе датчика значений свыше 5%, желательно заменить его. Если отклонение свыше 10%, или датчик вообще не сработал, его необходимо заменить. Установка проходит в следующем порядке – вкручивание датчика, заливка охлаждающей жидкости, подключение аккумулятора.

Видео — Замена и диагностика датчика включения вентилятора

Как подобрать новый датчик

Чтобы правильно подобрать датчик, необходимо знать оптимальную температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен включаться и выключаться. Для автомобиля ВАЗ 2110 это 92 и 87 градусов. Оптимальная температура срабатывания датчика для другого автомобиля указана в инструкции по ремонту и эксплуатации машины. Покупайте датчик только в крупных магазинах и обязательно берите чек. Перед установкой датчика на автомобиль, проверьте его, как описано выше. Если разница между температурой, указанной на корпусе датчика и той, при которой он реально срабатывает, превышает 5%, замените его. Работа мотора при температуре, отличающейся от оптимальной, сильно снижает его ресурс.

Датчик включения вентилятора ваз 2106

Вряд ли имеет смысл лишний раз напоминать к каким тяжелым последствиям может привести перегрев двигателя, а между тем подобная проблема может возникнуть из-за отказа такого, казалось бы, незначительной детали как датчик включения вентилятора. К слову сказать, данный элемент и сегодня широко используется на машинах с карбюраторными моторами и в полной мере это относиться классическому ряду изделий автоВАЗа и, в частности популярной модели ВАЗ 2106.

Конструктивно датчик включения вентилятора представляет собой терморезистор, который при достижении температуры охлаждающей жидкости определенного контрольного значения замыкает контакты включения вентилятора, а при снижении температуры, соответственно, размыкает (температура замыкания 92±2 °С а размыкания 87+2 °С). Кстати, приобретая датчик включения вентилятора для двигателя, установленного на ВАЗ 2106 следует учитывать, что аналогичные датчики на ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 настроены на более высокую температуру, а значит, в момент покупке следует внимательно изучить маркировку, нанесенную на его корпусе.

Осуществляя диагностику неисправности системы охлаждения, поиск места где находится данный датчик особого затруднения не вызывает, однако следует учитывать, некоторые различия в месте установки для вариантов ВАЗ 2106 с латунными и алюминиевыми радиаторами. В первом случае он находиться снизу бачка радиатора с левой его стороны, а во втором – в нижней секции правого бака.

Что касается общей электрической схемы работы системы охлаждения, то и здесь существуют разные варианты, например, на карбюраторных автомобилях семейства ВАЗ, начиная с 2000 года, вспомогательное реле подключения вентилятора больше не устанавливают, а из жгута удалены все провода его подключения. Также с 2000 года начато использование более совершенного датчика 661.3710.

Типовая схема системы охлаждения ВАЗ 2106 приведена на рисунке, где цифрами обозначены:

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. выключатель зажигания;
  4. основной блок предохранителей;
  5. вспомогательное реле;
  6. датчик управления вентилятром;
  7. электровентилятор;
  8. вспомогательный блок предохранителей.

Не должен вызывать особых проблем и вопрос, как проверить датчик включения вентилятора в случае общей неисправности системы охлаждения. В данной ситуации достаточно перемкнуть контакты в разъеме датчика (со стороны бортовой электросети) и если в таком положении вентилятор запуститься, то стоит задуматься, как поменять датчик или, хотя бы, без последствий добраться до гаража или автосервиса.

Если исправный датчик включения вентилятора у вас уже под рукой, то замена неисправной детали не потребует от вас особых знаний и специальных навыков. При этом вам понадобиться, всего лишь, ключ на «на 30» и емкость для сбора охлаждающей жидкости.

Единственная особенность заключается в том, чтобы при сборке не забыть установить уплотнительную прокладку, кроме того, для удобства работы, возможно, придется снять аккумулятор. При подключении колодки разъема, его полярность значения не имеет. В любом случае, если ситуация с перегревом двигателя возникла в дороге необходимо придерживаться определенных правил.

Прежде всего, при возникновении проблемы не следует сразу выключать двигатель – это чревато местным перегревом некоторых деталей двигателя вследствие создания условий для, так называемого, «теплового удара». Гораздо полезнее просто остановиться и примерно пять минут дать поработать двигателю на холостых оборотах. Кроме того, значительно понизить температуру охлаждающей жидкости можно методом включения отопления салона.

Температурный датчик включения вентилятора

Небольшие хитрости при замене датчика включения вентилятора на Е2 :

Родной трехконтактный датчик 3749021-D07 довольно быстро выходит из строя:
перестает точно отслеживать (Т1-92/87 грд, Т2-98/93 грд) температуру включения или вовсе отказывается работать.
Очень часто возникает ситуация, когда первая ступень вентилятора срабатывает намного раньше положенного
и молотит без остановки, не давая прогреться ДВС .
Просто заменить китайский трехконтактный на более качественный от стороннего производителя, увы, не получится —
— китайский по резьбе не имеет аналогов.
Если кто найдет — велком, номера добавлю.
Форумчане нашли выход в установке в верхний патрубок радиатора Волговской (газелевской) врезки,
к ней по резьбе подходит множество датчиков, вплоть до ВАЗовских.
Тема про термостат на форуме
Тема про вентилятор на форуме

При замене родного термостата 1306010-E00 (76 грд) на нижеследующие аналоги не стоит забывать о том,
что температурные диапазоны термоса и датчика включения вентилятора не должны конфликтовать:
термостат должен быть практически полностью открыт при температуре отключения первой ступени вентилятора.
Т.е. клапан термостата не должен создавать препятствия потоку ОЖ для эффективного теплообмена при работе электровентилятора.
Иначе при прогреве ДВС возникнет ситуация, при которой первая ступень вентилятора охлаждения работает постоянно,
что ведет к увеличению нагрузки на бортсеть и уменьшению ресурса вентилятора вкупе с хроническим недогревом ДВС.
Или наоборот: включение вентилятора будет происходить слишком поздно, если температура сработки датчика неоправданно высока.
Что чревато перегревом со всеми вытекающими.

Существует еще одно очень распостраненное заблуждение, которое требует разьяснения.
Если печка плохо обогревает салон, то не надо сразу поднимать температуру ДВС при помощи более горячего термостата!
С таким же успехом можно проводить лечение гриппа при помощи клизмы.
У нашего движка и так температурный режим не сахар и охлаждение из-за экономных китайцев, прямо скажем — хреновое.
Проблема эффективно решается совсем по другому, но потребуется разборка торпеды:
Про снятие торпеды
Пластиковые короба воздуховодов быстро коробятся и образуют огромные щели,
в результате чего печка начинает интенсивно греть не салон, а пространство под торпедой.
Достаточно проклеить воздуховоды армскотчем или любым термоустойчивым уплотнителем, чтобы устранить этот недостаток.
Зато после такой нехитрой процедуры у меня печка заработала лучше чем сновА.

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!
На форуме есть примеры, где температура сработки вентилятора и термостата практически одинакова. Но…
Почему стремление к уменьшению разницы температур отключения вентилятора и срабатывания термостата не всегда оправдано?
Казалось бы, уменьшение температурных колебаний должно благоприятно сказаться на работе ДВС.
Но не всё так однозначно.

1. Термостат — датчик — ОЖ представляют собой систему элементов, реагирующую на изменение температуры не мгновенно,
а в течении некоторого промежутка времени — у неё есть тепловая инерция.

Если поместить термостат в колбу с кипятком, а потом резко вынуть,
то можно увидеть плавное перемещение регулирующего клапана — время реакции весьма велико.
И ход клапана (а значит-пропускная способность!) у разных термостатов тоже разный!
При частых и резких изменениях режимов нагрузки клапан может просто не успевать реагировать должным образом
на изменение температуры, пропуская недостаточное количество ОЖ к радиатору из-за неполного открытия.
И это только один из элементов!
К тому же радиатор со временем загрязняется снаружи грязью, изнутри отложениями.
Термостат (любой!) в течении эксплуатации изменяет свои характеристики не в лучшую сторону.
Теплообмен при этом значительно ухудшается, что отрицательно влияет на работу системы.

Если нагрузка на ДВС неравномерная, с резким изменением количества оборотов и неважным охлаждением
(например, езда по бездорожью), может наступить момент когда производительность помпы окажется недостаточной,
чтобы количества тепла успело рассеиваться радиатором и тогда ОЖ начнет локально вскипать у стенок цилиндров,
вызывая кавитацию лопаток помпы и еще более усугубляя ситуацию.
Масса антифриза очень мала по сравнению с массой «железок» в ДВС, поэтому вскипятить ОЖ при интенсивной
нагрузке без должного охлаждения довольно легко.
А там недалеко и до перегрева .
Поэтому в реалиях эксплуатации лучше не загонять элементы системы охлаждения в жесткие рамки.
Либо придется заменить реле вентилятора на ШИМ-регулятор, а это уже совсем другой уровень подхода к проблеме.
Обьем ОЖ, площадь радиатора, производительность вентилятора и помпы, параметры элементов — да еще много чего:
всё это факторы, влияющие на тепловую инерционность системы.

2. Не стОит слишком доверять цифрам, выбитым на корпусе датчика или термостата: как и любая деталь авто, они имеют
некоторый разбег в параметрах (допуск), который к тому же с течением времени может меняться.

Реальные параметры можно определить, только «сварив» термостат или датчик в емкости с водой в присутствии термометра.
И не факт, что они совпадут с маркировкой на корпусе!
Вот интересная ссылка в подтверждение вышесказанному:
http://im.lipetsk.ru/a_mo_gisteresis.htm

В каталогах часто все номера свалены в одну кучу, совершенно непонятно, какой же действительно подойдет,
ниже приведены уточненные параметры термостатов и датчиков под Волговскую врезку.
Разделение датчиков на холодные и горячие условное — страна большая,
температурные режимы в Лабытнанги или в Сочи (например) существенно отличаются,
поэтому для каждого климатического пояса пару датчик-термостат придется подбирать самостоятельно.

термостаты
WV-48B-76.5 — термостат на 76 грд
WV-48B-78 — термостат на 78 грд
WV-48B-82 — термостат на 82 грд
90916-03046 — термостат на 82 грд по Тойота

Прокладка термостата
16325-63011 по Тойота
Tama P102

холодные датчики
ERA 330212 (87-76, 93-82)
Facet 7.5626 (87-77, 92-82)
JP Group 959215002 (87-77, 92-82)
Meyle 100 959 8717 (87-76, 92-82)

нормальные датчики
ERA 330204 (92-82, 97-87)
Facet 7.5607 (92-82, 97-87)
JP Group 959215004 (85-80, неизвестно)

горячие датчики
ERA 330268 (95-84, 102-91)
Facet 7.5605 (95-85, 102-87)
Facet 7.5635 (95-85, 102-92)
JP Group 959260005 (95-84, 102-91)
Meyle 100 959 0003 (95-85, 102-92)

На самом деле аналогов еще больше (и дороже), эти подходят без переделок штатного разьема.

Как недорогая альтернатива, подойдут отечественные датчики:
2101-3828010 (82-87) ТМ-108 пониженного режима
2106-3828010 (87-92) ТМ-108 для ВАЗ классики, ГАЗ дв 406
2108-3828010 (94-99) ТМ-108-10 для ВАЗ переднеприводных
Они двухконтактные, так что способ их внедрения зависит уже от владельца.
Информация о внедрении содержится по вышеуказанным ссылкам на форум.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Рейтинг

При прогреве силовой установки до определённой температуры, датчик подаёт информацию об этом в блок управления, который в свою очередь включает вентилятор. В нашем обзоре расскажем о лучших производителях датчиков включения вентилятора охлаждения, их видах, плюсах и минусах. Также дадим советы по проверке работоспособности и правилах выбора этих приборов.

Содержание:

  1. FAE
  2. Hella
  3. WAHLER

Лучшие производители датчика включения вентилятора охлаждения

Датчик включения вентилятора, работающего на охлаждение силовой установки состоит, как правило, из медного корпуса и чувствительного термоэлемента, реагирующего на повышение или понижение температуры жидкости охлаждения. От качества этих материалов, надёжности конструкции зависит своевременное включение вентилятора.

Описание. Большой производственный опыт,а так же современное оборудование обуславливают высокое качество изделий.

Её качество подтверждают сертификаты соответствия международным стандартам ISO TS 16949:2009, ISO 14001:2004, ISO 9001.

Партнёрами FAE являются такие авторитетные в мире автомобилестроения производители, как Nissan, Mercedes-Benz, Suzuki, Skoda.

Рабочий температурный режим. Изделия имеют различные параметры. К примеру, датчик артикула 37820 включается и выключается при температурных диапазонах 95-85/102-92 °C. Датчик FAE 36250 работает при температуре открытия 100°C, выключает вентилятор при T=95°C. Модель 38170 имеет следующие характеристики: T открытия = 90°C, закрытия = 79°C.

  1. Хорошая, фирменная, упаковка.
  2. Доступная стоимость.
  3. Экономичное энергопотребление.
  4. Минимальное количество подделок на рынке.
  5. Надёжность в работе.
  1. Неэффективное алюминиевое уплотнительное кольцо.

Hella

Реализуется подобный товар для потребителей вторичного рынка.

Описание. К примеру популярная модель Hella 6ZT 007 802-021 отличается компактными размерами: 95х50х45 мм и небольшим весом: 50 г (в упаковке). Она оснащена трёхконтактным соединительным разъёмом. Размер резьбового соединения: 22х1,5 мм (под ключ 29).
Изделие работает с двойным термовыключателем, подключается к бортовой сети автомобиля 12 В.

Рабочий температурный режим. Рабочий диапазон датчика: 85-102°C.

  1. Удобный для подключения разъём.
  2. Прекрасное оформление упаковки.
  3. Большой рабочий ресурс.
  4. Адаптация к суровым климатическим условиям нашей страны.
  1. Повышенная стоимость изделий.

WAHLER

Описание. Автопроизводители Ford, Mitsubishi, Volkswagen устанавливают датчики в качестве оригинальных деталей на свои автомобили. Почти весь товар WAHLER расходится по конвейерам автозаводов – около 90%.

Подтверждают высокое качество продукции немецкой компании сертификаты QS 9000, VDA 6.1, DIN EN ISO 9001.

Рассмотрим на примере трёхполюсной модели WAHLER 601795 его характеристики. Деталь обладает стандартным размером резьбового соединения: 22х1,5 мм. Вес датчика: 50 г. Датчик включения вентилятора устанавливается непосредственно на радиатор.

Рабочий температурный режим. Температура включения вентилятора: 95, 102°C, выключения: 84, 91°C.

  1. Стабильная работа.
  2. Отличный товарный вид.
  3. Большой срок службы.
  4. Работа в широком температурном диапазоне.
  1. Неудобство в установке: нужен ключ на 29.
  2. Много фальшивок под этот немецкий бренд.

Какие бывают виды датчиков включения вентилятора

Биметаллические

Его главным рабочим элементом является металлическая пластинка, которая при подаче напряжения нагревается, расширяется и замыкает цепь. Таким образом подаётся сигнал включения вентилятора.

Терморезисторные

Включение в работу происходит при изменении сопротивления этой радиодетали, которая устанавливается в жидкостном потоке.

Восковые

При нагревании происходит расширение формы изделия, которое в свою очередь замыкает контакты схемы.

Датчики размыкания электросети

В этом случае вентилятор включается при разрыве электросхемы.

Также подобные датчики разделяются по рабочему температурному диапазону. На автомобилях зарубежных производителей срабатывание датчиков происходит при 104-110 градусах, на отечественных моделях такой диапазон имеет меньшие характеристики.

Как проверить датчик включения вентилятора

Проверить данный датчик несложно. Для этого нужно вооружиться мультиметром и термометром. Перед проверкой необходимо демонтировать изделие с двигателя, очистить его от загрязнений. Затем деталь следует положить контактами вниз в кастрюлю с водой и поставить на плиту, предварительно подсоединить к контактам датчика концы контрольного прибора. Мультиметр должен быть установлен в режиме замера сопротивлений.

При нагреве воды происходит замыкание контактов, что покажет табло контрольного прибора. По термометру следует зафиксировать температуру срабатывания.

Выключив плиту, вода в кастрюле будет остывать. В определённый момент контакты разомкнутся. Следует обратить внимание на эту температуру.

Полученный результат нужно сравнить с заявленными производителем данными на температуру включения и выключения вентилятора.

Если прибор показывает о замыкании контактов сразу, в момент погружения контактов в кастрюлю – значит датчик вышел из строя.

При нежелании проводить описанные процедуры следует обратиться к профессионалам автосервиса, которые быстро при помощи контрольно-измерительной аппаратуры определят возможности датчика.

Какой датчик включения вентилятора купить

Следует обратить внимание на следующие факторы:

1. Соответствие разъёмов соединения датчика и проводки.

2. Температурный режим включения/выключения вентилятора должен соответствовать режиму купленной детали.

3. Технические характеристики по току, напряжению датчика должны совпадать с параметрами данного участка электрической схемы.

4. Соответствие размеров резьбового соединения датчика и гнезда в автомобиле по диаметру, длине, шагу резьбы.

5. Следует отдавать предпочтение при покупке оригинальным изделиям. Это гарантирует качество работы датчика. Однако минусом таких деталей является их высокая стоимость. Аналоговая продукция, выпущенная по лицензии, отличается доступной ценой.

Измеряем температуру включения вентилятора на ВАЗ-2110: инжектор и карбюратор

Поддержание нормальной рабочей температуры двигателя очень важно для сохранения его работоспособности. Мультяшная стрелка на щитке приборов, понятное дело, показывает температуру совсем не точно и выдаёт, скорее, ориентировочные показатели. Система же электронного управления двигателем ВАЗ-2110 с любым инжекторным мотором использует совсем другие данные, более точные. Они и влияют на рабочую температуру и на периодичность включения вентилятора охлаждения.

Когда включается вентилятор радиатора на ВАЗ-2110

Чтобы толком разобраться в том, как изменить температуру включения вентилятора на ВАЗ-2110 инжектор, необходимо точно знать заводские расчётные параметры и сам принцип включения вентилятора.

В карбюраторных двигателях вентилятор включался примерно на 100 градусах.

На карбюраторных моторах 2110 старого образца вентилятор включался при помощи термобиметаллического датчика. Он был установлен непосредственно в банке радиатора и настроен на определённую температуру. Поскольку нормальная рабочая температура антифриза 80-90 градусов , то и биметаллическая пластина замыкала контакты примерно при 100-105 градусах .

В инжекторных десятках вентилятор запускается совсем по-другому. Возле термостата установлены два датчика температуры — один с одним проводом, второй с двумя. Первый отвечает только за стрелку указателя температуры, поэтому и спрос с него небольшой. Второй датчик с двумя проводами — рабочий. Именно он подаёт импульс на электронный блок управления двигателем, а тот уже подаёт питание на сеть электродвигателя вентилятора.

Особенности датчика температуры

Однако надо понимать, что датчик температуры — это обычный преобразователь тепловой энергии в электрический изменяемый импульс. А точнее, при изменении температуры антифриза, меняется сопротивление датчика примерно в таком режиме:

Температура антифриза, °ССопротивление, Ом
100123
80215
60667
401459
203520
09420
-2028680
-40100700

Теперь становится понятным принцип работы системы включения вентилятора — ЭБУ получает определённый электрический импульс, когда температура достигает 110 °С (133 Ом) , и подаёт питание на двигатель вентилятора.

Как только сопротивление элемента датчика поднимается до 187 Ом (что соответствует 97 °С), питание с вентилятора снимается, двигатель остывает.

Как изменить температуру?

Со временем появляется все больше и больше нареканий на работу системы включения вентилятора охлаждения. Самая важная конструктивная недоработка — отсутствие нескольких режимов работы вентилятора и резкий пуск его двигателя . И действительно, в летнюю жару вентилятору приходится работать в полную силу, и это понятно. Однако чаще всего вентилятор выдаёт избыточную производительность, что приводит к быстрому охлаждению и частым запускам.

Это приводит к перегрузке бортовой сети по току.

Кроме того, стартовый порог температуры слишком высок, поэтому двигатель часто перегревается . К сожалению, изменить параметры запуска вентилятора можно только перепрошив электронный блок управления или модернизировав систему включения электродвигателя. Перепрошивка ЭБУ проводится у грамотного специалиста, при этом есть возможность установить любую желаемую температуру включения и выключения вентилятора.

Основные способы

Схема включения дополнительного датчика вентилятора.

С изменениями режимов работы двигателя вентилятора тоже есть несколько решений. Самое простое из них — установка дополнительного датчика включения от карбюраторных двигателей (на схеме выше). Он настроен на включение при температуре 97-100 °С , чего будет вполне достаточно. А чтобы вентилятор работал в таком режиме в половину мощности, в цепь устанавливают сопротивление от ВАЗовского отопителя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector