0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виктору Цою — 50: мифы и правда о культовом музыканте

Виктору Цою — 50: мифы и правда о культовом музыканте

21 июня родился кумир нескольких поколений молодежи.

21 июня 1962 года в Ленинграде в семье учительницы физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя родился сын Виктор, которому было суждено трагически умереть в возрасте 28 лет и превратиться в икону русского рока. В этом году Виктору Цою могло бы исполниться 50 лет.

Ежегодно 21 июня на Арбате собираются почитатели группы «Кино» для того, чтобы отметить день рождения своего вечно живого кумира. «Киномания» для тысяч подростков превратилась в целую религию со своим святым и своими местами паломничества. Одно из них — стена Цоя в Кривоарбатском переулке, которая появилась стихийно, за одну ночь. На Арбате и раньше любили собираться представители различных музыкальных субкультур, и, узнав про смерть лидера «Кино», кто-то из них написал черным на первой попавшейся стене: «Сегодня погиб Виктор Цой». Так одна надпись положила начало целому паломничеству: и до сих пор каждый приезжающий в Москву поклонник русского рока считает чуть ли не своим долгом прийти на Арбат и что-нибудь написать на стене.
Соседство с таким необычным памятником никогда не нравилось владельцам офисов и жителям Арбата, поэтому надписи неоднократно пытались закрашивать, но за ночь они появлялись вновь, причем в прежнем объеме. Власти перестали бороться, поняв, что это бесполезно, и даже два раза в год — в день рождения и в день гибели Цоя — выдают разрешение на проведение импровизированных рок-концертов, собирающих десятки случайных зрителей.

Возле стены всегда дымятся окурки, оставленные поклонниками для Цоя, а одна из надписей даже гласит: «Витя не умер. Он просто вышел покурить». В день рождения сюда приносят цветы — нечетное количество, как живому.

Но тогда, в 1962 году, никто и не думал о том, что Виктор Цой оставит о себе такую память. Он был обычным ребенком, застенчивым, скромным, несколько комплексовавшим из-за своей корейской внешности. В школе учился плохо, но не потому, что ему тяжело давалась учеба, а потому, что предпочитал заниматься самообразованием и получать лишь те знания, которые считал интересными и полезными для себя. Хорошие отметки Виктор Цой имел только по рисованию, физкультуре и труду. В дальнейшем именно эти дисциплины и составили основу его увлечений: он выпиливал фигурки нэцке из дерева, занимался восточными единоборствами и много рисовал, рисовал то, чего не было в действительности, — сюжеты своих снов, в основном красочные, яркие, и, по воспоминаниям его матери, до последних дней немного детские.

Правда, с живописью у Виктора Цоя не сложилось. Помешало все то же стремление к самообразованию: из Художественного училища имени Серова он был исключен за неуспеваемость.


В 20 лет Цой уже имел популярность, хотя его музыкальный путь был непростым: сначала он играл в группе «Палата №6», потом — в «Гарине и Гиперболоидах», где пел о том, что «водка — вкусный напиток». Известности Цоя во многом способствовали Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк», и Артемий Троицкий: и тот и другой у себя дома организовывали «квартирники», куда приглашали играть и Виктора Цоя. Вскоре «Гарина и Гиперболоидов» приняли в Ленинградский рок-клуб, а это означало, что теперь группе постоянно будут помогать и с выступлениями, и с записью альбомов. Коллектив обновил состав и сменил название на более короткое и звучное — «Кино».


С этих пор жизнь Цоя состояла из концертов, кухонных посиделок с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и другими музыкантами и работы. Работать приходилось для того, чтобы не попасть под статью о тунеядстве. Самым его известным местом работы стала котельная «Камчатка», где прятались от статьи многие музыканты. Цой работал кочегаром, здесь же давал концерты и писал песни, а «Камчатка» как некое загадочное и непонятное место впоследствии превратилась в один из ярких образов его лирики.
В личной жизни у Цоя все тоже складывалось непросто. Его первая жена Марьяна сама подошла на вечеринке и губной помадой написала ему свой номер телефона. Цой позвонил… На их свадьбе присутствовала вся ленинградская рок-н-ролльная элита. В этом браке родился ребенок — сын Саша. Сейчас он тоже занимается музыкой, но сменил фамилию и всячески пытается отгородиться от славы отца.

Про Цоя говорили, что он был однолюбом: если любил одну женщину, другими не интересовался и обманывать не умел. После того как он познакомился с Натальей Разлоговой, дочерью кинокритика Кирилла Разлогова, сразу ушел из семьи и переехал к ней в Москву. В то время Цой готовился к съемкам в фильме Рашида Нугманова «Игла» и сам нашел исполнительницу главной роли, с которой должен был играть любовь. Она не была актрисой, не имела никакого отношения к кино, а просто была похожа на… Наталью Разлогову.

Последняя любовь Цоя никогда не называла себя его женой, оставляя это право Марьяне — матери его ребенка. В день похорон возле гроба музыканта женщины стояли рядом…

Ранняя смерть способствовала рождению мифов. Фраза «Цой жив!» вовсе не является переносной: среди киноманов существует мнение, что он не погиб тогда в автокатастрофе. Поклонники даже требовали вскрыть могилу и убедиться, что она не пустая, ведь хоронили музыканта в закрытом гробу, и немногие видели его мертвым. Представьте, каково было внимать этим слухам матери музыканта Валентине Васильевне, которая до самой своей смерти общалась с поклонниками сына, кормила тех, кто дежурил на его могиле… Знать, что такое количество людей убеждено, что твой единственный сын жив, — это была пытка. Однажды ночью в ее квартире раздался телефонный звонок, и неизвестный голос, похожий на голос Цоя, произнес всего одно слово: «Мама»…

В гибели Виктора Цоя много загадочного, неясного и действительно мистического. Он погиб под Ригой в автокатастрофе, когда возвращался с утренней рыбалки: не справился с управлением и врезался в автобус. Водитель машины, ехавшей за «копейкой» Цоя, рассказал лишь то, что всю дорогу машина ехала ровно, аккуратно, а потом скрылась из виду за поворотом, и именно там за долю секунды произошло что-то, что заставило музыканта выехать на встречную. Версий было много: был пьян, уснул за рулем, пытался вывернуть, чтобы не сбить выбежавшее на трассу животное, решил поменять кассету в магнитофоне и отвлекся… Но следов алкоголя в крови музыканта обнаружено не было, а экспертиза так и не смогла убедительно доказать, что Цой спал в момент смерти.

Интересно, что музыкант всегда брал с собой на рыбалку сына, а в этот раз уехал без него — не захотел будить.

Другой известный музыкант Игорь Тальков, отозвавшийся на смерть Цоя песней, сказал, что его унесли светлые силы в тот момент, когда миссия музыканта была закончена. Через некоторое время не менее загадочно погиб и сам Тальков. Тоже выполнил миссию?
Музыкальный критик Артемий Троицкий считает, что две эти смерти были не случайны: и Цой, и Тальков умерли вместе с той эпохой, в которой были нужны и востребованы. В новой действительности два этих музыканта, скорее всего, не нашли бы себя. Они ушли именно в тот момент, когда рок превратился в часть рынка и перестал существовать как идеология и стиль жизни.

Яркой иллюстрацией этой мысли стала борьба, разгоревшаяся за авторские права на песни Цоя: слишком многие хотели заработать на имени кумира. Особенно долгими и неприятными были судебные тяжбы между музыкантами «Кино» и Марьяной Цой. По закону все права перешли к вдове, с чем «киношники» согласны не были.

Недавно же музыкальный мир и вовсе потрясла новость: обнаружен неизвестный альбом Виктора Цоя. Якобы сын музыканта, разгребая после смерти Марьяны вещи, обнаружил где-то на чердаке кассету с песнями отца и, не зная, что с ней делать, просто взял да и отнес ее знакомым, те же в свою очередь оцифровали записи и выложили их в Интернет. Начались споры, экспертизы. Филологи подтвердили сходство текстов найденных песен и лирики Цоя, музыканты же «Кино» разводили руками: «Ничего не знаем. Мы такого не записывали». Но ведь мог же Виктор записать это и без группы, тем более что в последнее время между Цоем и «Кино» часто возникали творческие разногласия. Спор решила фоноскопическая экспертиза: голос на кассете принадлежит другому человеку. Сенсация, которая была выгодна прежде всего музыкальным компаниям, не удалась.

Цоя нет уже 22 года, но до сих пор его музыка продолжает влиять на развитие русскоязычного рока. Правда, современные музыканты часто говорят о том, что именно ранняя смерть подарила Цою бессмертие. Виктора всегда окружал ореол загадочности: он всегда носил черное, был сдержан в проявлении эмоций, говорил тихим голосом, подолгу размышляя над вопросами, уходил в себя. Его даже называли шаманом и вспоминали случай, который произошел на концерте в «Зеленом театре», когда у Цоя внезапно изменился голос, а публика на какое-то мгновение окаменела, как будто впав в транс.


Впрочем, скорее всего, в успехе «Кино» нет никакой мистики: просто Цой видел время и хорошо знал, что нужно своему поколению. Пусть даже это попадание во время иногда было совершенно случайным. Песню «Группа крови», например, музыкант написал под впечатлением от фильма «Звездные войны», а поколение углядело в ней боль Афганистана. «Наше радио» даже назвало ее главной рок-песней XX века.

Отрицал Виктор Цой и социальный подтекст в композиции «Перемен», считая, что она про перемены внутри самого человека, но тем не менее именно она стала гимном перестроечных надежд.

Изменилось время, наступили вожделенные перемены, но и после своей смерти Цой продолжает угадывать настроение эпохи: два года тому назад Вячеслав Бутусов записал песню на стихи Цоя «Дети минут», в которой лидер «Кино» печально заключил: «…А машине, которая шла на восток, обломали рога менты»…

Цой продолжает влиять на современных музыкантов. Вот что по этому поводу говорит Алексей Кортнев:

— Виктор Цой для меня — это олицетворение музыки переломных лет, конца 80-х – начала 90-х. Надо сказать, что по прошествии времени, уже после того, как Виктор погиб и его музыка стала воспоминанием о юности, мое отношение к некоторым его песням сильно поменялось. Когда я был юношей и жил в это время, в 80–90-е, мне «Кино» не нравилось совершенно. Но потом я услышал некоторые цоевские стихи, до которых я дорос, и считаю, что он оставил после себя некоторые четверостишия, которые подобны пушкинским по силе и лаконичности. Их можно высечь на памятнике.

«Виктор Цой, 50»

Лента новостей

  • 01:50 Гидрометцентр: погода на Урале вернется к климатической норме к началу следующей недели
  • 01:29 ЕСПЧ призывает Варшаву и Вильнюс помочь проникающим к ним мигрантам из Белоруссии
  • 00:36 Органы здравоохранения Канады рекомендуют отложить возвращение сотрудников в офис
  • вчера, 23:54 ВЦИОМ: выступление Путина изменило отношение россиян к «Единой России»
  • вчера, 23:22 МВД увеличило награду за помощь в поимке сбежавшего Мавриди
  • вчера, 22:51 Рогозин позовет на Байконур Маска, Брэнсона и Безоса
  • вчера, 22:23 Серена Уильямс отказалась от участия в US Open
  • вчера, 21:51 «Ъ»: журналистам отказали в митинге против закона о СМИ-иноагентах
  • вчера, 21:21 Пенсионерам объяснили, как получить «президентские» 10 тысяч рублей
  • вчера, 20:52 Школьников и студентов в Китае обязали учить «Мысли Си Цзиньпина»
  • вчера, 20:22 Президент Эстонии предостерегла от инвестиций в Украину
  • вчера, 19:51 В Москве построят филиал Эрмитажа
  • вчера, 19:35 МВД: причастность задержанного в Тюмени к убийству девочки подтвердила ДНК-экспертиза
  • вчера, 19:21 Житель Колумбии семь раз привился от COVID-19
  • вчера, 18:52 В США всех военных обязали привиться от COVID-19
  • вчера, 18:20 Киев заявил о желании управлять «Северным потоком — 2»
  • вчера, 17:48 Путину пожаловались на образ учительницы в шоу «Наша Russia»
  • вчера, 17:20 В России 1 сентября в школах пройдет в очном формате
  • вчера, 17:10 На госслужбу допустили чиновников с иностранным гражданством
  • вчера, 16:48 В Тюмени задержан подозреваемый в убийстве восьмилетней девочки
  • вчера, 16:19 Путин призвал выяснить причины неравенства в качестве образования в России
  • вчера, 16:09 Путин поддержал идею ввести традицию поднимать флаг России в школах
  • вчера, 15:52 Самолеты Минобороны с гражданами РФ и других стран вылетели из Кабула
  • вчера, 15:40 ЦТ КНР: лидеры Китая и России договорились усилить координацию по Афганистану
  • вчера, 15:30 Экс-совладельца Промсвязьбанка Дмитрия Ананьева заочно арестовали
  • вчера, 15:06 Песков: исполнение закона об иноагентах при необходимости будет обсуждаться на встречах с Путиным
  • вчера, 14:49 Лидер афганского сопротивления назвал угрозы для России от «Талибана»
  • вчера, 14:32 Немецкий суд отклонил иск Nord Stream AG — оператора «Северного потока — 2»
  • вчера, 13:58 В России вступил в силу запрет давать рекламу с помощью звукового оборудования на зданиях
  • вчера, 13:24 Контракты на более чем €2 млрд подписал «Рособоронэкспорт» на форуме «Армия-2021»
  • вчера, 13:00 Апелляция оставила в силе приговор подполковнику ФСБ Черкалину
  • вчера, 12:50 В новом сезоне матчи КХЛ будут транслироваться в США и Канаде
  • вчера, 12:16 Индонезия одобрила российскую вакцину против коронавируса «Спутник V»
  • вчера, 11:42 Оперштаб: в России за последние сутки подтверждены 19 536 случаев COVID-19
  • вчера, 11:24 В Уфе в среду жара превзошла рекорд 1940 года
  • вчера, 10:57 Старшеклассники с 2022 года смогут бесплатно учиться программированию
  • вчера, 10:35 ФСБ задержала более 30 террористов из «Катиба Таухид валь-Джихад»
  • вчера, 10:21 Минздрав РФ оценил потенциальное число новых случаев COVID-19 до конца года
  • вчера, 09:49 «Семейная ипотека» продлена до конца 2023 года
  • вчера, 09:22 Владелица Wildberries возглавила рейтинг богатейших женщин России
  • вчера, 08:51 В Хабаровском крае ищут туристов, пропавших в ходе сплава на байдарках
  • вчера, 08:18 WP: разведка США не смогла дать ответ о происхождении COVID-19
  • вчера, 07:46 Госдолг России за полгода вырос на 1,5 трлн рублей — до 20,4 трлн рублей
  • вчера, 07:12 Минобороны России эвакуирует более 500 человек из Афганистана
  • вчера, 05:57 В Валенсии вывесили плакат со Сталиным на здании мэрии
  • вчера, 05:00 Посольство РФ в Афганистане заявило о скором решении вопроса с вывозом сотрудников
  • вчера, 03:59 Эффективность вакцин Pfizer и Moderna падает до 66% против варианта «дельта»
  • вчера, 03:09 В британских McDonald’s исчезли молочные коктейли
  • вчера, 02:07 В ЮАР — новый максимум безработицы
  • вчера, 00:57 В одной из самых вакцинированных стран в мире происходит всплеск заболеваний

Все новости »

В июне этого года лидеру группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы пятьдесят. Он ушел в 28… Остались песни

Фото: РИА Новости —>

В этом году юбилейные концерты сыграли в Питере, благотворительный — под Владимиром в августе. Сегодня в «Олимпийском».

Концерт «Виктор Цой. 50 лет» — это кавер-версии песен «Кино» в исполнении его современников и молодых рок-исполнителей. В концерте примут участие Вячеслав Бутусов и «Ю-Питер», «Пикник», «Король и Шут» «Кукрыниксы», Zdob Si Zdub, Noize MC, Louna. Княzz, Ольга Кормухина и другие.

Бутусов, в группе которого играет экс-гитарист «Кино» и друг Цоя Георгий Каспарян, исполнит, как ожидается «Звезда по имени Солнце». А Ольга Кормухина споет «Кукушку».

В «Олимпийском» будут установлены три сцены. На двух поочередно будут выступать музыканты, а центральная сцена будет отдана симфоническому оркестру «Глобалис».
.
Билеты в танцевальный партер стоят 1600 рублей, в фан-зону — 2500. Обладателям билетов в VIP –партер бесплатно предоставляется парковка спорткомплекса «Олимпийский».

Концерт памяти Виктора Цоя начнётся в 18 часов и продлится минимум до 23 часов.

50 лет со дня рождения Цоя: памяти «последнего героя»

Автор фото, RIA Novosti

Лидер группы «Кино» Виктор Цой, кумир нескольких поколений, погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года

Я не помню точно, когда мы познакомились с Цоем. Впервые я, наверное, увидел его на сцене. Это был концерт в Ленинградском рок-клубе, первый концерт новой, только что принятой в клуб группы, только-только взявшей себе короткое, звучное и емкое имя «Кино» — вместо прежнего не очень внятного «Гарин и гиперболоиды».

«Кино» тогда состояло всего из двух человек – самого Цоя и его приятеля, тоже гитариста и тоже автора песен Алексея Рыбина по прозвищу «Рыба».

Как и многие другие ленинградские рок-музыканты той поры, «Кино» увлекались «новыми романтиками» — самым модным тогда музыкальным стилем в британском роке, вовсю слушали Duran Duran, Human League и Ultravox и одевались соответственно. Цой, помню, был в ярком гриме и белой рубашке с пышным кружевным жабо – образ, максимально далеко отстоящий от лаконичного, строгого черного стиля, с которым позднее «Кино» вошло в историю.

Двух человек хватало, чтобы писать и петь песни под акустические гитары, но, чтобы сыграть концерт в рок-клубе, нужна была группа. Для столь важного события были рекрутированы друзья – БГ, Андрей «Дюша» Романов и Миша «Фан» Файнштейн из «Аквариума», и Майк Науменко из «Зоопарка».

Чуткий Гребенщиков мгновенно распознал в Цое незаурядный поэтический дар и всячески поддерживал молодую группу. Считалось даже, что он продюсировал их первый альбом. В чем состояло тогдашнее «продюсирование» — загадка для всех, в том числе и для самих участников процесса. Речь шла о самых простых домашних записях, и максимум, что можно было сделать – давать на основе своего чуть большего опыта свои более или менее профессиональные, но все равно вполне доморощенные советы. Зато громкое слово «продюсер» ласкало слух.

«Кино» еще довольно долго искало свой состав и свой стиль, но благодаря дружбе с БГ Цой быстро влился в элиту ленинградского самодеятельного рока (престиж любительских групп в культурной среде того времени был куда выше репутации «продавшихся» профессиональных).

«Последний герой»

«Аквариумисты» продолжали помогать «киношникам» на концертах, Цой стал ездить на «гастроли» (попросту говоря, такие же «квартирники», как и в Ленинграде, только в других городах) с Майком Науменко, помню даже один из первых полуофициальных концертов в Ленинградском Дворце Молодежи, где святая троица – БГ, Майк и Цой – выступали по очереди, без своих групп, в программе акустического рока.

Цой сильно отличался от своих друзей-коллег по написанию песен. Майк закончил английскую спецшколу, Боб – математическую. Оба были ребятами из центра, оба прекрасно знали английский язык и ориентировались на поэзию Дилана, Болана, Боуи и других западных мэтров, да и вообще были настоящими рок-интеллектуалами.

Цой же учился в ПТУ, потом закончил один курс в Художественном училище им. Серова (где я потом преподавал), и свою «культурную школу» проходил в компании купчинских панков – Свиньи, Пиночета, Юфы. Его лирика была не заимствованной, а своей – лирикой городских окраин, пустоты, безделья, безденежья и безысходности.

Я помню, как слушал ранние альбомы Цоя и поражался, откуда у этого замкнутого, неразговорчивого и не очень складного в диалоге парня (а мы к тому времени были уже знакомы) берется умение так точно и так просто выразить холодную, отчаянную отчужденность жизни. Песни его напоминали мне такие же мрачные и такие же любимые тогда фильмы Райнера Фассбиндера.

Его чувство – подлинное, глубинное – шло от ощущения жизни. Ощущения и неприятия. Несмотря на свое очень точное ее понимание – или благодаря ему, – он, как никто другой, был чужд окружающей действительности. Отчужденность эта прекрасно передана в заключительной сцене из фильма «Асса», где его герой – в общем-то он сам – молча встает и уходит в ответ на бессмысленные и глупые увещевания несчастной советской тетки-бюрократа.

К тому времени у Цоя, уже стоявшего на пороге всенародной славы и обожания, сформировался не только идеальный стиль, но и осознание себя как героя, «последнего героя». Это был не «герой рок-н-ролла» Майка – вскормленный на гедонизме 50-х и глэм-роке 70-х. Это был герой-романтик, подлинный романтик, отрешившийся от мишуры своего раннего увлечения искусственной пошлостью «новых романтиков», романтик в понимании отчаянного обреченного европейского романтизма Байрона, Шелли или Лермонтова.

Фильм «Игла» Рашида Нугманова, где Цой сыграл главную роль, прекрасно передал это ощущение обреченности.

Поэтому столь логичным, хоть и неожиданным и трагичным, стал его внезапный уход в августе 1990-го.

Александр Кан в 1980-е годы был активным деятелем ленинградского музыкального андерграунда – организатором концертов, продюсером, критиком.

Сотни тысяч поклонников вспоминают Виктора Цоя, трагически погибшего 30 лет назад

Ровно 30 лет как не стало легенды отечественного рока Виктора Цоя. В память о выдающемся музыканте и лидере группы «Кино» на набережной Санкт-Петербурга собралась целая армия его поклонников. В рамках звукового шоу «Поющие мосты», которое посвящено исполнителям, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с этим городом, этой ночью развели Дворцовый мост, на пролете которого появилась проекция портрета Цоя. Все происходило под культовые песни рокера «Кончится лето» и «Спокойная ночь». Тысячи людей не только на набережной, но и в акватории Невы наблюдали за незабываемым шоу в память о кумире.

Виктора Цоя нет с нами, но он и его неповторимая музыка навсегда в наших сердцах. Он писал стихи и пел о чувствах, о том настоящем, что знакомо каждому. И именно эта честность и простота так цепляли и западали в самую глубину души. И тогда, 30 лет назад, новость о смерти Цоя многие восприняли как личную трагедию.

«Вчера в автомобильной катастрофе погиб кумир советской молодежи, известный в мире рок-исполнитель», — сообщил диктор.

Когда ведущий произносил слова «кумир советской молодежи, известный в мире рок-исполнитель», многие сразу поняли, что это — Цой. Как пел, так и ушел. В эту же ночь в Москве, как и во многих других городах Советского Союза, появилась стена Цоя. На штукатурке его стихи и фотографии, рядом поют под гитару.

Этим кадрам из частного архива ровно 30 лет: поклонники группы «Кино» говорят о музыке Цоя, о будущем и о себе: «Песни Цоя для нас — все. В них я вижу себя, узнаю в его песнях», «Это единственный в мире, кому я верю, я не верю ни родителям, ни политикам, никому», «Я пронесу это через всю жизнь, а сына назову Виктором».

Им всем сегодня около 50, возможно, сейчас они смотрят себя на экране и вспоминают, как пели тогда на Арбате «Звезду по имени Солнце».

А это — сегодняшние кадры, то же самое место, но песни Виктора Цоя поет уже другое поколение. Из старых фанатов только тот мальчишка с гитарой из августа 1990 года, журналисты нашли его в августе 2020-го.

Его тексты знают наизусть люди всех поколений. Узнаваемость абсолютная, словно Цой и сейчас продолжает выступать. То, что когда-то казалось красивой фразой, получило настоящий смысл: Цой жив.

Петь и слушать эту музыку вживую. В любом городе есть уличные исполнители, которые копируют или перекладывают Цоя на свой лад. Игорь Соколов поет песни Цоя с 14 лет. И в тот августовский день он тоже пел.

«Вечерний эфир, программа «Время» тогда выходила, прибегает девушка: «Слушай, там твой кумир погиб, разбился, а мы как раз играли песню «Группа крови», — рассказывает он.

Именно эту песню выбрала для своего концерта в Москве «Металлика». Стадион в Лужниках откликается многотысячным хором. Лужники 30 лет назад. Последний концерт группы «Кино». И та же самая песня, будто мост от поколения к поколению, словно само время выбрало Цоя.

Сегодня, 15 августа, эфир Первого канала посвящен Виктору Цою. Смотрите документальные и художественные фильмы с его участием. Большой вечер памяти. Также мы покажем тот самый последний концерт легенды рока.

Вспоминая Виктора Цоя

«Перемен», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» – сегодня эти песни Виктора Цоя можно услышать в исполнении совсем молодых людей. Они появились на свет уже после гибели Цоя, в августе 1990 года, и конечно, не помнят шумных премьер фильма «Асса», в котором у Цоя была одна из главных ролей.

Автор книги об истории советского рока «Время колокольчиков» Илья Смирнов считает, что более чем за 20 лет в стране не появилось автора, который был бы способен вызвать у нынешней молодежи те же эмоции, которые до сих пор вызывают песни Виктора Цоя:

– Это был талантливый человек, отрицать это невозможно. И он построил свою судьбу так, чтобы свой талант развить. Вопреки всему, даже вопреки своему окружению на последнем этапе жизни, он пел очень хорошие песни, которые не стыдно лишний раз вспомнить. Ну, а потом второй фактор, который уже зависит не от господа бога наверху, а от общества внизу – ведь не появилось же за это время никакой конкуренции его творчеству, то, что могло бы его песни вытеснить. Ну какой выбор есть сейчас у новых поколений?! Поэтому они поют песни своих родителей, а следующие поколения будут, наверное, петь песни дедушек и прадедушек. Конечно, нынешняя ситуация, особенная: не появляется ничего такого качества, что могло бы потеснить Цоя в его репертуаре. Так, как Гребенщиков или Высоцкий, например, в свое время потеснили Вертинского. И это придает добавочную устойчивость всему репертуару из «времени колокольчиков» 80-х годов, – полагает Илья Смирнов.

Лидер группы ДДТ Юрий Шевчук считает, что песни Цоя созвучны нынешнему поколению молодых, потому что в них сочетаются романтичность и философское отношение к миру:

– Его песни очень романтичные и бесстрашные. Они подталкивают человека к поступкам. Это хорошие песни, и с ними мы примем участие в фестивале в Екатеринбурге. Вот сейчас как раз готовим, репетируем песни Виктора. «Просто хочешь ты знать», «Муравейник» и «Кукушку». Он же спел «Между небом и землей идет война» – и это философский текст, он актуален во все времена. И для любого нового поколения, я думаю, его песни останутся актуальными. Потому что молодой человек выбирает между добром и злом, он ищет ветра перемен. И Цой здесь как раз, на этом сломе, когда молодой человек думает о жизни и думает, наконец-то, серьезно. А песни Цоя ему очень помогают, выстраивают позиции для молодых людей, их отношение к миру.

Фотогалерея. Поклонники творчества Виктора Цоя отмечают его юбилей у «Стены Цоя» на Новом Арбате.

50 лет Виктору Цою
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться ВКонтакте
  • Share on Telegram
  • Share on WhatsApp
  • Share on Odnoklassniki
  • Share on WhatsApp

В Петербурге также отмечают 50-летие Виктора Цоя. Поначалу казалось, что юбилей Витора Цоя на родине группы «Кино» будет грандиозным: открытие памятника музыканту, улица, названная его именем, мемориальный брандмауэр во дворе легендарной «Камчатки», где Цой работал в котельной. Но потом оказалось, что ничего этого не будет – памятника нет, по поводу улицы топонимическая комиссия заседала долго, но решение отложила до осени. И хотя на словах губернатор Георгий Полтавченко одобрил идею улицы в честь музыканта и признался, что знает его песни наизусть, но на деле участие городских властей в праздновании оказалось минимальным – за исключением финансирования программы в БКЗ «Октябрьский» «Виктор Цой – 50. «Симфоническое Кино», где песни Цоя исполнит симфонический оркестр Государственного Эрмитажа, а солировать на гитаре будет друг и коллега Цоя, бывший гитарист «Кино» Юрий Каспарян.

Но то, чего не успели или не захотели сделать чиновники, сделала народная любовь: напротив БКЗ «Октябрьский» на один день установлен разборный памятник Виктор Цою работы Алексея Благовестнова: музыкант, босиком, в черных очках, сидит на мотоцикле «Ява» 61 года выпуска, с разбитой фарой. Однодневный памятник появился и во дворе «Камчатки», там же на стене – баннер с силуэтом Цоя, а концерт на импровизированной сцене рассчитан на целый день, к ночи он перемещается в клуб «Камчатка» и «Рок-кафе». Цою было бы 50, но любовь к нему – и его ровесников, и совсем молодых людей, не стареет. Любит Виктора Цоя и 22-летний рок-музыкант Михаил Котэнко, группа «Kelia», который считает, что Цой больше всего повлиял на его творчество.

– Это первый человек, с которого началось мое знакомство с рок-музыкой. Как личность он для меня всегда на первом месте. Он говорил очень просто о сложном, а это не каждому дано. Я все его песни наизусть знаю. Песню «Война» мы записали и исполняем. Пока до него не дотянулся никто, ни Шевчук, ни Кинчев. Это как Пушкин в наше время. Он перекрыл своей черной рубашкой все остальное.

– А может быть, сам образ Цоя, – красивого парня, погибшего так рано и потому навсегда оставшегося молодым, – тоже играет роль?

– Есть поверье, что в 27-28 лет у нас уходят все гении. Да, наверное, то, что он остался молодым, сыграло роль. Ему сегодня было бы 50, если бы он был жив, наверное, он был бы большой величиной, не только в музыке но и кинематографе.

– Вы не одиноки в своей любви к Цою, ваши друзья ее разделяют?

– Да, у меня есть пара друзей, сочувствующих мне. А я как начал его слушать, так и слушаю, и всегда что-то новое открываю. И на наше группу тоже очень сильно повлияла группа «Кино».

– Но ведь сейчас так много новых групп, и у нас, и на западе, – как вы думаете, почему его до сих пор никто не заслонил?

– Потому что он не соревновался с западными группами. Он бы мог уехать в ту же Америку, но понимал, что это никому не нужно. Он никакого отношения к западной музыке не имел, он национальное достояние, поэтому и конкурировать с ним нельзя было и некому. А русские – тут уж, как Божья дудочка, кому дает, а кому не дает. Пусть вокалист он был не очень хороший, но зато какой поэт! Этим все обусловлено. Все было в слиянии и голос его низкий баритон, и прическа, и корейская внешность – все вписывалось в концепцию группы «Кино» и его песен.

– И все-таки, все-таки – количество таких горячих поклонников просто уму непостижно.

– В России люди неравнодушные к беде, думающие, ищущие новые горизонты. А Витя – он пел в этих горизонтах. Он научил нас всех мечтать, дружить, любить, что ты должен быть сильным, уметь сказать – руки прочь от меня, ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть. Он очень многое сказал нам, и всегда будет оставаться в нашем сердце.

– А как вы относитесь к тому, что его песни сегодня берут на вооружение разные протестные движения?

– Эта песня – не внешний, социальный протест, это внутренний протест. И Кинчев говорит, что перемены должны быть внутри нас, тогда и все вокруг начнет меняться. Те митинги, где я был, и где включали эту песню, – я считаю, что это неправильно. Я вот хожу по городу – в БКЗ будет концерт, в Екатеринбурге тоже концерт. Я считаю, что Цоя нужно делать площадным, на Дворцовую площадь давать, в Москве – на Красную. А это все как-то сжато, прикрыто, как в 80-е. Я считаю, шире все нужно делать, и молодежь должна знать своих героев.

– А придет время, когда его будут петь на площадях?

– Оно уже приходит, но не так много позволяют петь на площадях. Но, конечно, это будет – может, на 70-летие Даже не какой-то праздник, посвященный Цою, а рок-н-роллу, а Цой – его часть, и его будут петь всегда и всюду.

Сам Михаил Котэнко со своей группой уезжает отмечать юбилей Цоя в Пермь. Кстати, юбилей певца отметила даже поисковая система Google, на главной странице сайта ему посвящена «стена», где написаны слова «Кино» и «Цой».

Юбилейный концерт «Виктор Цой. 50 лет»: Кино не закончится

В 2012 году одному из величайших представителей российской рок сцены Виктору Цою исполнилось бы 50 лет. В честь его юбилея 30 сентября в Москве в СК «Олимпийский» состоялся грандиозный концерт.

Цой получил статус рок-легенды еще при жизни. Ему удавалось подбирать такие слова, которые западали в душу не только его современникам — они до сих пор не потеряли своей актуальности. К сожалению, этот гений отечественного рока рано ушел из жизни, но его помнят, его музыку слушают наши дети. Пока жива его музыка, Цой будет жить в сердцах миллионов поклонников.

Концерт в СК «Олимпийский», получивший название «Виктор Цой. 50 лет» — это продолжение масштабного празднования юбилея легендарного музыканта. В памятном концерте приняло участие огромное количество популярных отечественных рок- исполнителей и коллективов. В том числе: Вячеслав Бутусов, Noize MC, Король и Шут, Пикник, Кукрыниксы, Пилот, Louna, F.P.G., Княzz, После 11 и другие.

В этот вечер на сцену, кроме состоявшихся рок-звезд, вышли и совсем еще молодые исполнители, которые так же, как и их более опытные коллеги, выросли на песнях Виктора Цоя. Организаторы пригласили для участия в юбилейном концерте питерское трио НасНет. Такая честь была оказана молодым музыкантам в связи с победой в конкурсе молодых исполнителей «ЧеСтарс».

Юбилейный концерт собрал более 12 тысяч зрителей, которые пришли услышать легендарные песни Кино, но уже по версии исполнителей современной российской рок-сцены. Среди самых востребованных композиций можно отметить «Пачку сигарет», «Кончится лето» и, конечно же, «Группу крови».

Цепочку кавер-версий прервали только Король и Шут, исполнив одну из своих новых композиций «Северный флот», однако публика приняла их выходку вполне благосклонно.

Нельзя не сказать об оригинальной идее организаторов — на протяжении всего концерта (который длился ни много ни мало 5 часов) над сценой, на огромном экране транслировались неизвестные широкой публике, обнаруженные совсем недавно, архивные фотографии и видеоролики с участием самого Цоя и музыкантов из группы Кино.

Кроме того, организаторы провели и другой эксперимент — часть композиций легендарного рокера прозвучала в исполнении симфонического оркестра Глобалис. Наглядная демонстрация того, что произведения Виктора Цоя — не просто классика отечественного рока, но еще и целостные произведения, не теряющие своего глубокого смысла даже в академическом исполнении.

Времена меняются, а вечные ценности — человечность, патриотизм, мужественность — остаются те же, поэтому новое поколение, выросшее на совершенно другой музыке, тем не менее чтит и слушает песни Кино. Значит, в полку поклонников Виктора Цоя в ближайшее время не только не убудет, а, скорее всего, еще и прибавится.

Последний герой: 30 лет назад ушел Виктор Цой

Цой умел, используя простые слова и незамысловатую музыку в несколько аккордов, передать глубочайший смысл. В интервью он, отвечая на вопрос о причинах популярности группы, как-то сказал: «Я прекрасно понимаю, насколько это вопрос попадания во время. Я в каком-то смысле в него попал, если это нравится. Но точно так же мог бы и не попасть. Песни от этого хуже бы не стали, музыка — тоже. Везение? Да нет, не везение. Некоторое чутье, может быть. В любом случае мы всегда делаем то, что нравится прежде всего нам».

Сложно не согласиться. Но попал музыкант не только в то, свое время. Его песни актуальны по сей день. «Электрический свет продолжает наш день, и коробка от спичек пуста, но на кухне синим цветком горит газ. Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста. И больше нет ничего, все находится в нас», — очень точно, и схема все та же.

Несмотря на бешеную популярность, Цой оставался простым и настоящим. Институтский товарищ моего отца Дмитрий Шумилов, бас-гитарист группы «Вежливый отказ», снимался в фильме «Асса», вышедшем на экраны в 1987 году, в роли «негра Вити». Среди прочих его партнером по съемочной площадке был Цой. Во время совместной работы они подружились, и Шумилов впоследствии очень тепло отзывался о Викторе, высоко оценив его человеческие качества.

Моя классная руководительница рассказывала, что ее первый рабочий день пришелся на середину августа 1990 года. Как раз в СМИ передали известие о гибели Цоя, и она не могла прийти в себя, плакала несколько дней. Это была трагедия для многих. Другой человек из моего окружения, проходивший в то время срочную службу, вспоминал, как к ним, рядовым, подошел советский офицер, мужчина уже немолодой, сел рядом, снял фуражку и сказал: «Ребята, Цой умер». А затем склонил голову и добавил: «Как жаль. «.

Страна менялась молниеносно. Наступили перемены, которых требовали, но не совсем те, которых ждали. Милиция больше не срывала рок-концерты, а музыканты теперь могли не подрабатывать кочегарами, сторожами, рабочими, чтобы не получить «уголовку». Нашлись новые темы для песен, появились свежие группы, течения. После гибели Цоя «Кино» прекратило существование, напоследок выпустив «Черный альбом» с тем материалом, что удалось записать еще при жизни Виктора.

Однажды у одной из станций московского метро я увидел уличных музыкантов, которые играли каверы на «Кино», вокалист подражал манере исполнения Цоя. Быстро собралась толпа. И очень многие, большинство, даже те, кто шли мимо, подпевали, как-то машинально двигали губами и не остались равнодушными. Это снова были люди разного возраста. Возможно, кому-то из них довелось побывать на концертах «Кино», но большинству, как и мне, — нет. Именно в этом заключается феномен Цоя: с течением времени его популярность только растет, а написанные им песни становятся гимном поколений. Поэтому легендарное «Цой — жив!» уже не кажется чем-то мифическим, приобретая вполне реальное значение.

21 июня музыканту, поэту и актеру Виктору Цою исполнилось бы 50 лет

ТочностьВыборочно проверено

21 июня 2012 года

21 июня музыканту, поэту и актеру Виктору Цою исполнилось бы 50 лет

В четверг, 21 июня, музыканту, поэту и актеру Виктору Цою исполнилось бы 50 лет. Со своей группой «Кино» он записал девять альбомов и стал одним из самых известных рок-исполнителей в России.

Виктор Робертович Цой родился в 1962 году в Ленинграде. Первую музыкальную группу, которая называлась «Палата № 6», он создал еще во время учебы в школе. Основа будущего коллектива «Кино» сложилась, когда Цой познакомился с гитаристом Алексеем Рыбиным.

В 1981 году появилась их совместная группа «Гарин и Гиперболоиды», которая вскоре была переименована в «Кино». Первый альбом был назван «45», так как время его звучания составляло 45 минут. Записать альбом музыкантам помог лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, с которым Цой познакомился в электричке.

«Кино» вступили в Ленинградский рок-клуб и записали альбомы «46», «Начальник Камчатки», «Это не любовь», «Ночь». В 1980-ые Цой работал кочегаром в котельной на улице Блохина, которую называли «Камчаткой». Там же трудились поэт и музыкант Александр Башлачев, основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. Другие рокеры также работали на низкоквалифицированных работах, которые из-за посменного графика давали возможность заниматься творчеством. Это нашло отражение в песне Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».

Всенародная слава пришла к «Кино» с альбомом «Группа крови» в 1988 году. Тогда же на экраны вышел фильм Сергея Соловьева «Асса», где Цой сыграл эпизодическую роль, а на последних минутах картины «Кино» исполнили песню «Хочу перемен». Далее вышли альбомы «Последний герой» и «Звезда по имени солнце». Цой сыграл главную роль в фильме Рашида Нугманова «Игла». В конце 1980-х годов продюсером «Кино» стал Юрий Айзеншпис, незадолго до этого освободившийся из тюрьмы, где отсидел 17 лет за валютные махинации.

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Латвии. Его «Москвич» столкнулся с автобусом на трассе Слока-Талси. Ранним утром музыкант ехал с рыбалки и заснул за рулем. Через несколько месяцев «Кино» выпустили «Черный альбом».

После своей смерти Виктор Цой стал культовой фигурой русского рока. В Москве на Арбате появилась «стена Цоя», исписанная строчками из песен музыканта и слоганом «Цой жив». Почитатели певца до сих пор ухаживают за его могилой на Богословском кладбище.

К юбилею Виктора Цоя его поклонники предложили властям Санкт-Петербурга переименовать в его честь одну из улиц, однако решение так и не было принято.

Однако в память о Викторе Цое на один день будет переименован Любанский переулок. Также в честь музыканта 21 июня в течение всего дня будет идти концерт рядом с котельной, где работал Виктор Цой, пишут «Известия».

Виктору Цою исполнилось бы 50 лет (ВИДЕО)

Борис Гребенщиков утверждает: «Виктор Цой – фигура, подобная ангелу. Поэтому
фанаты говорят «Цой жив», ведь ангелы не умирают».

Как случилось, что вчерашний ленинградский школьник из самой обычной семьи (мать – учительница, отец – инженер) стал духовным лидером своего поколения? Этаким гуру, чьи слова, как молитву, повторяли десятки тысяч людей в мёртвой тишине стадионов и концертных залов?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, однажды я поехал в Питер, предварительно созвонившись с мамой музыканта. (К сожалению, Валентина Васильевна Цой недавно ушла из жизни). Я легко нашёл дом, где прошли детство и юность Виктора. Он родился в спальном районе Ленинграда, рядом с Московским парком Победы. В этом парке Виктор работал спасателем на лодочной станции. Тут же находится школа, которую он окончил. Неподалеку ЗАГС, где они с Марианной зарегистрировали брак. В центре парка – спортивно-концертный комплекс, где Виктор Цой царствовал в последние годы своей короткой жизни. Получается, что главные памятные места его детства и юности здесь.

Я позвонил, дверь открыла Валентина Васильевна. Она привыкла к вниманию журналистов и охотно рассказывала о детстве и юности Виктора, нисколько не приукрашивая своего знаменитого сына:

«В быту был пассивным, мог лежать часами вот на этом диване. Я попрошу: «Витя, сходи в магазин». Молчит – не хочет. Я не настаивала. По дому не помогал, оставлял грязную посуду после еды. А мне как-то проще было самой всё убрать, чем сцены устраивать. Курить он начал в восьмом классе. Я не ругалась и даже покупала ему хорошие сигареты, чтобы плохими он здоровье не портил. Но он почему-то переключился на «Беломор» – это страшные папиросы. Пробовал спиртное, случалось, и напивался по молодости, когда собирались с друзьями. Но я не могу сказать, что у него были серьёзные проблемы с алкоголем. Он был достаточно цельной натурой, чтобы всё поставить на своё место».

. Я слушал её, и мне открывался тот мир, в котором формировалась душа подростка. Витя никогда не был одинок. А образ романтического героя – это уже эстрадный имидж, который ему придумали. И он ему очень подошёл.

– В детстве Виктор мечтал быть художником, – вспоминала Валентина Васильевна. – Мне ещё в детском саду говорили: «Витя у вас хорошо рисует». Я не обращала внимания, детей всегда хвалят, так принято. Он любил лепить, рисовать. Тихонько, смирненько сидит и рисует. Раз у него открылись такие способности, я всё делала, чтобы их развить. Карандаши, краски, пластилин всегда были у него под руками. В четвёртом классе уже сам ездил во Дворец пионеров, а потом и в художественную школу. Как я гордилась, когда его композиция заняла второе место на городской выставке!

Родители всячески поощряли увлечение живописью, и после окончания восьмилетки Виктор поступил в художественное училище имени Серова. Но тут сорвалось. На третьем курсе он организовал рок-группу, это не понравилось администрации, и в один день весь их ансамбль из училища выгнали. И тогда на первый план вышло увлечение музыкой.

Официальная история группы «Кино» началась осенью 1981 года, когда на обломках команд «Пилигримм», «Абзац» и «Палата № 6» возникла новая группа. Весной 1982 года они дебютировали в рок-клубе при активном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка». На ленинградском рок-фестивале «Кино» произвело настоящую сенсацию, став главным открытием смотра. Звание лауреатов рок-клуба «Кино» получало еще дважды, в 1985 и 1987 годах.

Со своей будущей женой музыкант познакомился на дне рождения их общего приятеля, Марианне было 23, а Виктору – 19. Витя очень любил её, это была первая настоящая любовь к женщине. В конце вечеринки прямо у Цоя на лбу Марианна написала губной помадой свой номер телефона. Он позвонил. Так начались их отношения. Пять лет они прожили вместе, в 85-м у них родился сын Саша. Потом в жизни Виктора появилась другая женщина – Наташа.

– Витя никогда не был грубым, – вспоминала Валентина Васильевна. – Он был тонко организованным и очень ранимым человеком. Марианна совсем другая. Боксёрка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане. Когда надо было драться, Витя пускал её вперед, и она делала это с удовольствием. А он шёл за ней и помалкивал, вот так и начался его имидж молчуна. Она была его единомышленницей, помощницей, двигала его к славе. Но он мог от неё устать. Мне кажется, поэтому они и расстались.

Последние годы Виктор жил с Наташей в Москве. Закрылся начисто и ни с кем, даже с родителями, свой разрыв с Марианной не обсуждал. (Марианна Цой умерла от неизлечимой болезни 27 июня 2005 года в своей трёхкомнатной квартире в центре Петербурга.) После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны «Ассы» – фильма, который считают точкой отсчёта новой эпохи, – группа «Кино» беспрерывно гастролировала по стране и за рубежом. Япония, Америка, Франция, Италия, Дания.

Однажды Виктор пригласил маму на свой концерт. Она была потрясена, увидев, с каким уважением его там принимали. Один-два его жеста, и зал мгновенно умолкал. Зрители знали абсолютно все его песни, достаточно было прозвучать двум-трём аккордам, и они уже подхватывали их. Валентина Васильевна ходила по улицам и разглядывала плакаты, значки с изображением сына, видела восторженных людей на его концертах в переполненных залах. До того рокового августовского дня она чувствовала себя самой счастливой матерью на свете!

– Когда у него появились машины, я ни разу не сказала: «Витя, будь осторожен», – рассказывала мне Валентина Васильевна. – Потому что он был достаточно спокойным, уравновешенным человеком, и я была уверена, что он с этим справится. А гонял он на бешеной скорости. Сашку спрашиваю (они отдыхали там вместе с ним), как папа ездил. «Ой, как он носился». Говорят, что он заснул за рулём. Это все чушь. Середина дня, не такой длинный путь, чтобы заснуть. Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в то время работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка отвлекла внимание, и он перестал контролировать дорогу.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Его «Москвич» вылетел на встречную полосу и на огромной скорости столкнулся с пассажирским автобусом. Удар был такой силы, что от «Москвича» остался только багажник, мотор нашли за пятьдесят метров от места аварии. «Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро…» – в песнях Виктора Цоя всегда было что-то пророческое.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию