0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как эксплуатировать и заряжать гелевый аккумулятор

Как эксплуатировать и заряжать гелевый аккумулятор

Для того чтобы начать разговор о преимуществах гелевого аккумулятора, нужно вначале разобраться что такое сам аккумулятор. По определению это источник тока, который многократно преобразовывает химическую энергию в электрическую и накапливает ее на продолжительный срок.

Разновидности аккумуляторов

Для бесперебойного питания используются четыре разновидности накопителей:

1. Стартерные автомобильные батареи, требующие проверки уровня электролита единожды в год и добавления дистиллированной воды по необходимости.
2. Стартерные автомобильные аккумуляторы необслуживаемые герметичные.
3. Стационарные батареи типа AGM.
4. Стационарные аккумуляторы типа GEL.

Последних две разновидности аккумуляторов можно устанавливать в жилых помещениях, а срок эксплуатации достигает 12 лет.

Absorptive Glass Mat (AGM) – распространенная технология, в которой применяется пористый заполнитель-сепаратор из стекловолокна, пропитанный электролитом, что позволяет добиться его состояния без жидкости.

Gelled Electrolite (GEL) – технология изготовления аккумуляторов, в которых состояние электролита напоминает гель. Данная субстанция получается путем добавления в него кремния. Это и есть т. н. гелевые аккумуляторы. Гелеобразный электролит в них позволяет достичь полной непроницаемости, а выделение газов осуществляется внутри разветвленной пористой системы геля. Такая технология позволяет свести обслуживание гелевого аккумулятора к нулю.

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Плюсы

Во-первых, гелеобразный электролит не вытекает, что делает аккумулятор более безопасным и устойчивым к вибрациям. Данное качество позволяет устанавливать батарею вертикально.

Во-вторых, в отличие от кислотного электролита гелевый не разлагается, не кристаллизуется и коррозия не касается анодных пластин.

В-третьих, гелевый аккумулятор позволяет использовать его в нестандартных погодных условиях, к примеру, при –35 или при +50 градусах, а также во влажной среде.

В-четвертых, отлично держит кратковременный глубокий разряд.

В-пятых, активный материал, который используется в GEL аккумуляторах, увеличивает их емкость и сохраняет ее на стабильном уровне, что увеличивает срок эксплуатации батареи.

В-шестых, гелевый аккумулятор не выделяет газы, что в свою очередь снижает потерю массы электролита, а производительность аккумулятора возрастает.

Минусы

Эффективность рекомбинации газов в аккумуляторах со сгущенным электролитом несколько меньше (около 97%), чем в аккумуляторах типа AGM, в которых она превышает 99%.

Подвижность ионов из-за более плотной среды имеет более низкий показатель, что в свою очередь сказывается характеристике заряда-разряда гелевых аккумуляторов. Более того, при набросе нагрузки может прослеживаться частичный провал в напряжении, что приводит к активизации автоматики, защиты и неадекватному поведению всего оборудования.

Любой гелевый аккумулятор не переносит даже непродолжительного короткого замыкания. К примеру, при секундном замыкании двух полюсов обычным гаечным ключом, автомобильный гелевый аккумулятор моментально выйдет из строя.

При заряде гелевого аккумулятора током более 0,2 С10 возникает угроза «вспучивания» геля, так как эффективность рекомбинации меньше, а теплопроводность ограничена.

Высокое внутреннее сопротивление не позволяет снимать с гелевых аккумуляторов большие токи.

О некоторых особенностях автомобильных гелевых аккумуляторов можно узнать из видеоролика:

Зарядка гелевого аккумулятора

Сфера использования гелевых аккумуляторов простирается от автомобиля, сельхоз и мотто техники и солнечной батареи до многочисленных бытовых приборов. В правила эксплуатации гелевого аккумулятора входит и правильный заряд.

Когда устройство длительное время находится в простое, номинальная емкость медленно теряется и так же постепенно испаряется электролит. А так как гелевые аккумуляторы относятся к разряду необслуживаемых, то чаще всего их отправляют на свалку.

Однако, если гелевые аккумуляторы «умерли» не до конца, есть способ их «оживить». Вначале нужно провести тест, который покажет, есть ли шансы на выживание. Примечательно, что все это можно сделать своими руками.

Снять аккумулятор с устройства и замерить вольтметром остаточное напряжение. Если показатели не упали ниже 9 В, значит реанимировать батарею возможно. Нормальное напряжение колеблется в диапазоне 12,6-13,4 В.

Ремонт и восстановление

Инструментом с острым концом снять пластину или заглушки на верхней панели (зависит от типа АКБ).

Снять пробки с отверстий для залива.

Двухкубовым одноразовым шприцом набрать дистиллированную воду и при помощи иглы маленькими порциями заливать в отверстия, пока жидкость не покажется на поверхности. Дать отстояться около 3-х часов. Если вода полностью впиталась, добавить еще.

Затем, не закрывая заливные отверстия, подключить гелевую батарею к зарядному устройству, следя чтобы напряжение держалось на уровне 14-14,4 В, а величина тока не превышать 1/10 от емкости батареи. К примеру, при емкости 7 А/ч заряд тока должен быть не более 0,7 А. Превысив величину тока можно испортить гелевый аккумулятор, раздув его окончательно.

После заряда и периода отстоя должно получиться напряжение в пределах 12,6-12,8 В, тогда восстановление можно считать состоявшимся.

Отключить гелевый аккумулятор от зарядки, вытереть насухо «ловушки», закрыть резиновыми пробками и зафиксировать крышку верхней панели при помощи клея или скотча.

Для наглядности можно посмотреть видеоролик как восстановить гелевый аккумулятор:

Советы

Нужно обязательно контролировать вытекающий у заливных отверстий электролит: собирать шприцом и не допускать его выливания на борта корпуса аккумулятора.

При отсутствии прибора для зарядки, гелевая батарея присоединяется к клеммам прибора, на котором она был установлена. Остается включить прибор в электросеть.

После процедуры восстановления гелевого аккумулятора не рекомендуется класть его на бок или опрокидывать вверх тормашками.

Советы по эксплуатации

Прежде всего, нужно придерживаться правил указанных в эксплуатационном листке.

Также рекомендуется тренировать гелевый аккумулятор каждые 10 дней.

Каждые 2-3 года проводить ревизию, т.е. разбирать батарею и заправлять дистиллированной водой.

Все эти действия могут значительно увеличить срок эксплуатации гелевого аккумулятора.

5 шагов по спасению промокшего телефона

Что делать если в телефон попала вода?

Лето, пора отпусков и также как наша жизнь немыслима уже без сотового телефона, также летний отдых трудно представить без моря, пляжа, бассейна или бани в конце концов, короче воды.

К сожалению темпы современной жизни таковы, что даже на отдыхе мы не можем расстаться с телефоном. Но проблема в том, что большинство наших маленьких помощников страшно боятся воды. Порой нескольких брызг или капель дождя или даже просто повышенной влажности бывает достаточно чтоб телефон сломался и навсегда перестал качественно работать. И не смотря на то, что попадание жидкости в электронное устройства практически всегда не проходит бесследно, все же есть шанс спасти телефон если сделать несколько правильных шагов для его спасения после попадания воды.

1. Достаньте телефон из воды и немедленно выньте аккумулятор. Дело в том, что не так страшна коррозия от воды (железных элементов в телефоне не так много, как страшна электрокоррозия, которая протекает под воздействием электрического тока и в сотни, тысячи раз ускоряет процессы коррозии. Нет электричества, нет реакции.

2. Ни в коем случае не пытайтесь его включить или нажимать любые кнопки!Дело в том, что пока клавиши в обычном положении, есть вероятность, что вода не прошла сквозь них, но как только вы нажимаете, сразу образуется щель и вода как насосом засасывается в образовавшуюся щель между кнопкой и корпусом.

3. Вытрите и вытряхните всю воду из телефона насколько сможете. Используйте для этого полотенце, сухую футболку, бумажные салфетки и т.п. Предварительно выньте SIM карту, карту памяти и откройте все заглушки которые есть.

4. Немедленно обратитесь в сервисный центр. Дело в том, что как бы вы не старались и как бы быстро не снимали аккумулятор, все равно вода, скорее всего проникла во внутрь и начался необратимый процесс коррозии. в закрытом корпусе телефона, вода может сохраняться до недели и все это время она будет воздействовать на токопроводящие части телефона разрушая их и замыкая силовые части телефона. Даже если телефон включается и внешне кажется рабочим не обольщайтесь и не обманывайтесь, внутри идет процесс уничтожения вашего телефона и если его не остановить, скорее всего это закончится поломкой, которую уже нельзя исправить т.к. проводники и контакты будут проедены коррозией. В авторизованных сервисных центрах используют специальные растворы, которые не только очищают телефон, но и останавливают процесс коррозии, возвращая работоспособность телефону.

5. Если вы находитесь вдали от населенного пункта и сервисного центра, то можно попытаться воспользоваться старым способом, а именно: попытаться осушить телефон погрузив его в пакет с сухим рисом. Рис хорошо вытягивает и впитывает влагу, поэтому есть вероятность того, что вся влага из телефона и аккумулятора впитается в рис и это замедлит коррозию. В рис надо поместить не только телефон, но и аккумулятор, т.к. он также содержит внутри электронную схему с микросхемами и еще больше подвержен электрокоррозии поскольку схему отключить нельзя. Держать телефон в пакете или контейнере с рисом надо не менее 2-3 дней! Процесс осушения медленный и спешка тут только навредит. Вместо риса можно использовать силикогель, который часто вкладывают в обувь и другие предметы при продаже, он лучше чем рис впитывает влагу, но найти его в достаточном количестве бывает сложно. Сахар, соль и т.п. использовать категорически нельзя.

Но даже если вы сами решили осушить телефон и выждав несколько дней включили телефон и он работает, все равно настоятельно рекомендуем вам отнести телефон в сервисный центр и сделать профилактику, иначе через некоторое время телефон откажется работать. Дело тут в следующем, поскольку , как правило, телефон падает не в дистиллированную воду, то естественно эта вода имеет различные примеси солей, ионов металлов и прочее. и все эти микроэлементы тончайшим слоем оседают на плате после высыхания воды, они являются очень гигроскопичными (т.е. способными впитывать воду) и как только вы при иcпользовании попадете в повышенную влажность, эти соли и микроэлементы тут же впитают влагу из атмосферного воздуха и начнется процесс электрокоррозии и разрушения контактов вашего телефона, это будет происходить до полного выхода телефона из строя и дальше ему уже никто не поможет, т.к. восстановить такой телефон будет очень дорого (если вообще возможно)

В профессиональном сервисном центре в обязательном порядке прочищают телефон растворяя и смывая все соли, микроэлементы и другие микрочастицы с платы, далее обрабатывают специальным раствором для предотвращения и защиты от коррозии после чего сушат в специальной камеры где строго заданная температура и влажность полностью исключают порчу чувствительных к температуре элементов телефона (дисплей, камера и др.) Конечно такое специальное оборудование не дешевое и позволить его может далеко не каждый сервисный центр, именно поэтому мы предлагаем обращаться в крупные авторизованные сервис центры.

Запомните одно простое правило: чем раньше вы принесете телефон в сервис, тем вероятность его восстановления выше а цена за работу меньше, Не испытываете судьбу, статистика в этом случае давно сказала что скупой заплатит ни один раз. Берегите Ваше время и деньги.

Лайфхак дня: что делать, если пролили чай, кофе, воду на ноутбук

Наверняка с этой проблемой сталкивался каждый. Или почти каждый. Вместо того, чтобы паниковать и рвать на голове волосы, нужно сделать следующее:

Совет №1

В первую очередь отключите зарядное устройство и выньте аккумулятор, отключите периферийные устройства. Быстро переворачивайте ноутбук клавиатурой вниз. Но помните: нив коем случае нельзя нажимать на кнопки, потому что это может загнать воду еще глубже под клавиатуру. Подержите устройство в таком состоянии как минимум пару часов.

Совет №2

Когда вам покажется, что ноутбук полностью высох, не пытайтесь его включить. Срочно везите девайс в сервисный центр.

Совет №3

Если вы уверены, что сможете разобрать и собрать ноутбук, сделайте это самостоятельно. Первым делом снимите материнскую плату и вытащите из нее CMOS-батарейку. Из-за нее также может произойти замыкание, так как она питает «материнку».
Если на плате белый налет или потемнения, берите мягкую зубную щетку и аккуратно зачищайте проблемные места. Затем пройдитесь по ним спиртом, а после — дистиллированной водой.

Если налет практически по всей площади «материнки», снимите с нее процессор, модуль WLAN и память. После этого промойте плату теплой дистиллированной водой и оставьте сушиться минимум на сутки.

Совет №4

Главное — не сушите ноутбук феном. Идеальный вариант: оставить элементы ноутбука в теплом и сухом помещении минимум на сутки (а еще лучше на двое). Также детали можно положить в емкость с рисом.

Совет №5

Если вы пролили газировку, не оставляйте ноутбук сушиться, а сразу разбирайте его или везите в сервисный центр. Помимо материнской платы, внимательно проверьте жесткий диск и привод. Если их тоже можно разобрать — сделайте это и удалите с них остатки пролитой жидкости и липкие участки.

Совет №6

Через сутки можно попробовать собрать ноутбук и проверить, включится он или нет. Если нет — везите устройство в сервисный центр.

Если же ноутбук включился, не спешите радоваться. Для начала проверьте , нормально ли он работает. Например, откройте текстовый редактор и попробуйте набрать все символы на клавиатуре по очереди. Все работает? Тогда поздравляем вас, вы успешно реанимировали своего верного помощника!

Другие события

Увлажнители воздуха помогают избавить вашу квартиру от сухого воздуха во время отопительного сезона и жарким летом.

Умные часы — это персональный помощник, который облегчает жизнь и мотивирует к активному образу жизни. Основной функционал часов раскрывается в паре со смартфоном, но многие часы имеют собственную операционную, место для SIM-карты, GPS, микрофон, динамик и даже камеру. Получается миниатюрный смартфон с маленьким экраном, но с теми же функциями.

Хороший завтрак – залог отличного дня! Делимся простыми, полезными и быстрыми блюдами, которые порадуют всю семью.

Если вы любите играть в компьютерные игры, и уж тем более, если вы решили заняться киберспортом, вам нужно тщательно продумать свою экипировку.

Электрический духовой шкаф является хорошей альтернативой газовой духовке.

Встроить можно любую технику – от холодильника до микроволновки. Знакомимся с популярными моделями для вашего дома.

Поболеть «за наших», впечатлить девушку на свидании и оторваться в игре на любимой приставке…всё возможно с современной и «умной» техникой. Сегодня выбираем телевизор для сильных и свободных мужчин.

Моноблок – это компьютер, собранный в одном корпусе с монитором. Он может заменить стационарный компьютер и ноутбук.

Регулярно они оказываются в числе наших покупок, а дома попадают на полку холодильника. Рассказываем, какая еда теряет вкус и портится от низких температур.

Сегодня поговорим про небольшие, но необходимые на кухне вещи. Если они есть у вас на кухне, приготовление многих блюд будет намного приятнее.

Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

АКБ готова к восстановлению

После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.

Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Высох аккумулятор что делать

Сообщение Artur86 » 06 ноя 2011, 13:18

Сообщения: 140 Зарегистрирован: 27 фев 2009, 00:00 Откуда: Восточный Стаж: 19.07.2008 Авто: Opel Astra :
Награды: 1

Рейтинг: 140
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Hits » 06 ноя 2011, 13:20

я на нем езжу 3 года, машину брал с рук

Добавлено спустя 56 секунд:

просто машина сегодня не завелась, настроился уже покупать новый, но решил открыть посмотреть и вот щас думаю может все «наладится»))

Сообщения: 479 Зарегистрирован: 14 май 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 90 Авто: 2013

Рейтинг: 479
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение sorin64 » 06 ноя 2011, 13:21

Сообщения: 140 Зарегистрирован: 27 фев 2009, 00:00 Откуда: Восточный Стаж: 19.07.2008 Авто: Opel Astra :
Награды: 1

Рейтинг: 140
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Hits » 06 ноя 2011, 13:22

Сообщения: 31 Зарегистрирован: 05 ноя 2011, 00:00 Стаж: 2005

Рейтинг: 31
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Artur86 » 06 ноя 2011, 13:24

Сообщения: 186 Зарегистрирован: 02 апр 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2005 Авто: TYT Camry :
Награды: 1

Рейтинг: 258
Репутация: 0

Поблагодарили: 1 раз

  • Цитата

Сообщение vitamin » 06 ноя 2011, 13:25

Сообщения: 140 Зарегистрирован: 27 фев 2009, 00:00 Откуда: Восточный Стаж: 19.07.2008 Авто: Opel Astra :
Награды: 1

Рейтинг: 140
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Hits » 06 ноя 2011, 13:26

Сообщения: 31 Зарегистрирован: 05 ноя 2011, 00:00 Стаж: 2005

Рейтинг: 31
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Artur86 » 06 ноя 2011, 13:26

Сообщения: 140 Зарегистрирован: 27 фев 2009, 00:00 Откуда: Восточный Стаж: 19.07.2008 Авто: Opel Astra :
Награды: 1

Рейтинг: 140
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Hits » 06 ноя 2011, 13:27

Сообщения: 31 Зарегистрирован: 05 ноя 2011, 00:00 Стаж: 2005

Рейтинг: 31
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение Artur86 » 06 ноя 2011, 13:31

Сообщения: 479 Зарегистрирован: 14 май 2009, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 90 Авто: 2013

Рейтинг: 479
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение sorin64 » 06 ноя 2011, 13:34

Сообщения: 3460 Зарегистрирован: 09 мар 2006, 00:00 Откуда: Упорово Стаж: с 1991 около 500 ткм Авто: Lexus RX330 :
Награды: 1

Рейтинг: 6 176
Репутация: +4

Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 42 раза

  • Цитата

Сообщение Basilio » 06 ноя 2011, 14:42

Сообщения: 1700 Зарегистрирован: 07 фев 2011, 00:00 Стаж: 2005 Авто: toyota :
Награды: 1

Рейтинг: 2 739
Репутация: +6

Благодарил (а): 11 раз Поблагодарили: 8 раз

  • Цитата

Сообщение NSX » 06 ноя 2011, 15:08

Сообщения: 1506 Зарегистрирован: 31 янв 2010, 00:00 Откуда: Обл ГАИ Стаж: 2001 Авто: Mercedes Benz E260 :
Награды: 1

Рейтинг: 2 369
Репутация: +5

Благодарил (а): 2 раза Поблагодарили: 7 раз

  • Цитата

Сообщение WalkmanKviber » 06 ноя 2011, 16:30

я советую залей сперва воды дистилированной и заряди попробуй, купи ареометр померяй плотность и увидешь мутный он будет или нет, если прозрачный то еще ходить будет! если мутный то сдавай и бери новый

Сообщения: 95 Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 00:00 Стаж: 2001 Авто: Skoda Oktavia 1.4 TSI DSG

Рейтинг: 95
Репутация: 0
  • Цитата

Сообщение 0beron » 06 ноя 2011, 16:39

Сообщения: 5321 Зарегистрирован: 08 окт 2008, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: с 12 лет Авто: TIIDA :
Награды: 1

Рейтинг: 19 571
Репутация: +31

Благодарил (а): 63 раза Поблагодарили: 223 раза

  • Цитата

Сообщение ALEXX_72 » 06 ноя 2011, 16:44

NSX , ай да ладно на уазе на 99 на ниссане блюберде все тюменские стояли ничго не ржавело и не выливалось. На ниссан как купил поставил сразу 62 с «оленем» и за три года (3 зимы) не подвел ни разу, не заряжал не доливал, ничего не делал, так с ним и продал, на 99 4 года простоял и также как с ниссаном, продали.

Добавлено спустя 3 минуты 18 секунд:

0beron , по теме действительно новый лучше возьми. Сегодня заезжал на аккумуляторный на нового ниссана взял 60 Тайгу тюменскую 1800 рублей, надеюсь отслужит и не подведет, а то старая батарейка импортная «ниссановская» сегодня в -18 слабо крутила

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.
— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.
— Нож для ковыряния, покрепче.
— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).
— Фонарик.

На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.

Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.

Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.
Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.

Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.

За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.
Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.
Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:
— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.
— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

How to maintain your lead-acid battery

Знаете ли вы главную причину, почему свинцово-кислотные аккумуляторы выходят из строя и теряют емкость? Сульфатация аккумулятора. Именно этот процесс является причиной таких неполадок в 80 % случаев. Однако воспользовавшись соответствующими инструментами для технического обслуживания аккумуляторов и затратив немного времени, аккумуляторы можно вернуть к жизни и обеспечить их надежную дальнейшую работу. Узнайте все, что нужно, о техническом обслуживании аккумуляторов.

Чтобы полностью реализовать свой потенциал, стартерные аккумуляторы, полутяговые аккумуляторы, тяговые аккумуляторы и даже стационарные аккумуляторы нуждаются в техническом обслуживании. Для оптимизации производительности и повышения надежности свинцово-кислотных аккумуляторов регулярно выполняйте три основных процедуры технического обслуживания, которые мы здесь опишем.

Добавляйте дистиллированную воду в свинцово-кислотный аккумулятор

Жидкость в свинцово-кислотном аккумуляторе называется электролитом. Фактически это смесь серной кислоты и воды. Во время зарядки аккумулятора электролит нагревается и часть воды испаряется. Во время процесса, который называется электролизом, вода распадается на газообразные водород и кислород, которые рассеиваются. И что в результате? Со временем уровень электролита в аккумуляторе снижается.

Слишком низкий уровень электролита становится причиной контакта ячеек аккумулятора с воздухом, что приводит к их повреждению. Кроме того, растет концентрация серной кислоты. Это означает, что электролит нужно заменить. Делается это следующим образом.

1. Проверьте уровень воды в аккумуляторе с помощью индикатора уровня

Как узнать, когда нужно добавить воду в аккумулятор? Это один из тех вопросов, которые нам задают чаще всего. Можно постоянно проверять аккумулятор или каждый аккумулятор в каждой машине автопарка, но это отнимает катастрофически много времени. К тому же существуют более простые способы. Индикаторы уровня специально предназначены для проверки уровня воды в аккумуляторе. Они помогут понять, когда необходимо долить воду в аккумулятор.

Существуют разные системы. Одной из них является Smartblinky. Ее монтируют сзади разъема аккумулятора. Горит зеленый? Уровень электролита в порядке. Когда индикатор загорается красным, то пора добавлять воду в ячейки аккумулятора.

А добавлять воду в аккумулятор нужно до или после зарядки? Перед зарядкой всегда проверяйте, чтобы электролит закрывал пластины аккумулятора. Если пластины закрыты, зарядите аккумулятор, а потом — при необходимости — долейте воду. Это связано с тем, что во время зарядки электролит расширяется и, если доливать его до зарядки, то скорее всего, произойдет переполнение.

2. Следите, чтобы под рукой всегда была дистиллированная вода

Никогда не заливайте в аккумулятор обычную воду. Это приведет к повреждению аккумулятора. Использовать нужно дистиллированную воду. Ее также называют деионизированной и деминерализованной водой. Фактически это вода, из которой были отфильтрованы металлы и минералы, которые могут помешать нормальному протеканию процессов в аккумуляторе.

Дистиллированную воду можно купить в хозяйственном магазине или в магазине автозапчастей. Ее также легко сделать самостоятельно. Нужны обычная водопроводная вода и деминерализатор, например Hydropure. Простейшие такие устройства заполнены чем-то вроде смолы. Воду из-под крана пропускают через прибор, смола отфильтровывает из воды металлы и минералы, и на выходе получается деионизированная, деминерализованная, дистиллированная вода, которая подходит для использования в аккумуляторе.

3. Установите автоматическую систему заполнения аккумулятора водой

Сколько дистиллированной воды нужно добавлять в аккумулятор? И этот вопрос нам задают часто. Ответ зависит от аккумулятора. Это одна из причин, по которой мы рекомендуем использовать систему заполнения аккумулятора водой.

В системе заполнения аккумулятора водой используются крышки заливных горловин с поплавками, которые соединены друг с другом через водяные шланги. Так не допускается перелив аккумулятора. И экономится время. Все, что требуется, — это подать дистиллированную воду в шланг. Система заполнения возьмет на себя остальное.

Выравнивание заряда свинцово-кислотного аккумулятора

Второй задачей технического обслуживания аккумуляторов является зарядка. Равномерность зарядки ячеек аккумулятора очень важна.

Чем чаще аккумулятор используется, тем больше может отличаться емкость разных ячеек. Одна ячейка может быть заряжена полностью, а другая — всего наполовину. В такой ситуации полная зарядка аккумулятора невозможна.

Мы рекомендуем использовать выравнивающее зарядное устройство для аккумуляторов, которое позволит проводить зарядку с выравниванием заряда. Выравнивание заряда аккумулятора — это простой профилактический процесс. Такое зарядное устройство подает более слабый ток в течение более длительного времени. В то время как обычный цикл зарядки длится около восьми часов, цикл с выравниванием занимает около одиннадцати. Поскольку при таком цикле требуется также более длительное время на остывание по сравнению с обычным циклом, то зарядку с выравниванием заряда лучше всего проводить в выходные дни, чтобы времени до начала эксплуатации аккумулятора хватило как на зарядку, так и на остывание.

Что делать, если аккумулятор уже подвергся сульфатации? К счастью, сульфатацию можно контролировать, и даже снизить ее масштабы. Для этого достаточно пропускать через аккумулятор короткие разряды сильного тока. Этот процесс называется восстановлением аккумуляторов.

Поддерживайте чистоту аккумулятора

И последнее, но не менее важное: очень важно содержать аккумулятор в чистоте.

Известно, что и аккумуляторная кислота, и грязь, и пыль являются причиной тока утечки, который способствует разрядке и разбалансировке аккумулятора. Чистота аккумулятора крайне важна. Как лучше обеспечить чистоту? Воспользуйтесь пароочистителем аккумуляторов, например AQ steam или AQ steam pro.

Есть вопросы о том, как выполнить какую-либо из этих задач по техническому обслуживанию аккумуляторов? Хотите узнать, какие продукты лучше всего подходят для технического обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторов? Ответы — и вся остальная необходимая информация — в нашем профессиональном руководстве по техническому обслуживанию аккумуляторов. Нажмите кнопку, чтобы посмотреть его онлайн.

Чего не стоит делать если телефон упал в воду

Современные смартфоны, особенно флагманы, сейчас практически поголовно имеют влагозащиту, однако остаётся ещё множество бюджетных устройств, у которых такой защиты нет и тема внезапного утопления для них весьма актуальна.

Реально ли высушить телефон в рисе?

Первым делом хочется развенчать миф о целительных свойствах риса. Наверняка вам не раз встречались подобные советы в интернете — положить утопленный телефон в рис на пару-тройку и надеяться на чудо. Чуда не произойдёт, а вот драгоценное время потеряете.

Да, рис и правда обладает абсорбирующими свойствами (то есть способен вытягивать влагу), вот только высушить телефон таким способом не получится. Чем дольше влага будет находиться внутри устройства, тем меньше у него шансов остаться неповреждённым. Так что не тратьте время на эту ерунду, время играет против вас.

Действия, которые помогут спасти гаджет при попадании влаги внутрь

Немедленно выключите телефон!. Этим вы снизите вероятность короткого замыкания, после чего, уже можно не торопясь его вытереть насухо. Извлеките симку и карту памяти.

Если в аппарате установлена съёмная батарея, сразу же извлеките её, не тратя времени на выключение. Как бы ни было сильно желание сразу проверить работоспособность девайса, не делайте этого пока полностью не просушите.

Вообще, быстрое извлечение аккумулятора сильно увеличивает шансы на благополучный исход. Так что, если у вас iPhone, лучше сразу обратиться в близлежащий сервис или обзавестись парой отвёрток «звёздочка» и мелкой крестовой для отключения разъёма аккумулятора.

Я не боюсь давать такие советы. Чтобы самостоятельно открутить два винта и снять крышку с iPhone не нужно заканчивать академий, там нет ничего сложного и, при желании, с этим справится любой человек способный держать в руках отвёртку. И не бойтесь, током вас не ударит, а с гарантией вы уже распрощались, искупав свой смартфон. Простейший набор для экстренного вскрытия iPhone обойдётся всего в 100 рублей.

Экраны всех iPhone до 7 версии не проклеиваются по периметру, так как у них нет влагозащиты, потому разбирать их не сложно. Только прошу, без фанатизма.

Отключив аккумулятор и получив доступ к внутренностям телефона, убираем всю видимую влагу бумажными салфетками, сухим полотенцем, всем что может быстро впитать влагу (можно пройтись ваткой смоченной в спирте).

Влагу из труднодоступных мест можно попробовать продуть сжатым воздухом или быстро просушить феном на максимальной скорости и температуре.

Хочу подчеркнуть что это экстренные методы реанимации при условии, что в телефон попала чистая вода или не сладкий чай. Если всё сделаете быстро и правильно, вероятность благополучного исхода примерно 90%.

При попадании кофе, сладких соков или грязи нужно разбирать телефон полностью и тщательно очищать плату и все контакты, которые контактировали с жидкостью. Хорошо с такой задачей справляется зубная щётка, смоченная в спирте. Включать устройство можно только после того как убедитесь что оно полностью высохло.

В заключении, хочу ещё раз напомнить чего категорически не стоит делать, если в телефон попала вода:

  1. Не пытаться включить телефон
  2. Ни в коем случае не подключать промокшее устройство к электросети

Если считаете статью полезной,
не ленитесь ставить лайки и делиться с друзьями.

Кислотные аккумуляторы; чтобы больше не было отвратительно читать то что люди о них пишут

Случайно узрел статью с комментариями к ней, и так злость во мне закипела по поводу безграмотности людей в области кислотных (свинцовых в простонародье) аккумуляторов, что не выдержал и решил написать «гикам» (чтобы быть гиком, как оказывается, мало купить дорогой телефон) краткую статью об аккумуляторах. С рассмотрением тех ошибок, которые мне постоянно мусолят глаза и вызывают праведное желание их исправить.

Начнем с названия. Я очень часто вижу что тремя буквами А-К-Б называют все что можно зарядить, абсолютно любой аккумулятор. Особенно тремя буквами люди любят называть аккумуляторы типа Li-ion. На самом-же деле АКБ аббревиатура от Аккумуляторная Кислотная Батарея. Под ними подразумевается лишь один тип аккумулятора — свинцовый кислотный. С современной точки зрения это название вызывает некоторый когнитивный диссонанс т.к. на данный момент значение слова «батарейка» т.е. гальванического элемента который зарядить нельзя перешло на слово «батарея». И получается как будто бы из-за слова «аккумуляторная» это аккумулятор который зарядить можно, а из-за слова «батарея» это как будто батарейка которую зарядить нельзя. В реальности-же батарея — просто цепь гальванических элементов и со словом «батарейка» имеет общий лишь корень.

Далее перейдем к некоторым мифам, а именно главный миф — АКБ для автомобиля имеет некие существенные отличия от АКБ для ИБП. И вот нельзя их применять и там и там.

С химической точки зрения любые АКБ абсолютно одинаковы. Как-же они устроены? Очень кратко — если аккумулятор заряжен, то один электрод представляет собой свинцовую решетку с нанесенной на нее пастой из PbO2, второй -такую-же решетку с пастой губчатого свинца. Электролитом служит раствор серной кислоты. В процессе разряда PbO2 восстанавливается и взаимодействуя с серной кислотой образует PbSO4. Свинец на другом электроде окисляется и опять-же образует PbSO4. В конце разрядки мы имеем обе решетчатые пластины заполненные (более или менее) сульфатом свинца. При зарядке аккумулятора происходит электролиз и из сульфата свинца вновь образуется диоксид и металлический свинец. Конечно-же, тут нужно подчеркнуть, что электроды при этом не равны и путать их полярность не стоит т.к. еще на стадии производства в намазку электродов вводятся соответствующие добавки, улучшающие их эксплуатационные свойства. При этом добавки полезные для одного электрода вредны для другого. В очень старые времена, где-то в начале прошлого века, в условиях простых аккумуляторов, вероятно, была допустима переполюсовка аккумулятора по ошибке или с какими-то целями и он какое-то время после этого работал. В том что она допустима сейчас я сомневаюсь.

Таких ячеек в 12В аккумуляторе 6 шт, в 6В — 3 шт. и т.д. Многих вводит в заблуждение значение напряжения на аккумуляторах. Причем значений напряжения номинального, заряда, разряда. С одной стороны, аккумуляторы называются 12В (и 6В, 24В тоже есть, по-моему, даже 4В изредка встречаются) но на корпусе тех-же аккумуляторов для ИБП производитель указывает напряжение выше 13.5В.


Тут мы видим, что в форсированном режиме напряжение заряда может быть аж 15В.

Все разъяснит кривая напряжения на АКБ:

Слева мы видим напряжение для аккумулятора из 12 ячеек (24В номинальных), 6 (12В номинальных) и, самое полезное, для одной ячейки. Там-же отмечены области нежелательных напряжений при разряде/ заряде. Из кривой можно сделать выводы:

1 Напряжение 12В, 24В и т.д. являются номинальными и показывают лишь число гальванических ячеек (путем деления на два) в батарее. Это просто название для удобства.

2 Напряжение при заряде могут достигать 2.5 В/ ячейку что для 12В аккумулятора соответствует 15В.

3 Напряжение заряженной батареи считается допустимым при значении 2.1-2.2 В/ячейку, что для 12В аккумулятора соответствует 12.6-13.2В.

Теоретически, батарею можно зарядить и до значений 2.4 В/ячейку или даже немного выше, однако, такая зарядка будет негативно сказываться как на состоянии электродов, так и на концентрации электролита. Однажды, перед сдачей в утиль, я легко зарядил 12В батарею до напряжения ок. 14.5В (уже не помню точное значение).

Итак, автор статьи с которой я начал, решил, что напряжение заряда автомобильной АКБ и АКБ от ИБП отличаются. Это неверно, у них одинаковый тип электродов и одинаковая концентрация серной кислоты в электролите (подобранная давным-давно экспериментальным путем, чтобы предоставлять максимальное напряжение и минимальном саморазряде). Однако, что-же происходит в батарее, почему ее нельзя заряжать при слишком высоком значении напряжения?

Почему в автомобильную АКБ нужно подливать воду, а в АКБ от ИБП не нужно? Эти вопросы позволяют нам плавно перейти в область напряжения разложения воды. Как я написал выше, при зарядке аккумулятора происходит электролиз. Однако, не весь ток расходуется на превращение PbSO4 в PbO2 и Pb. Часть тока будет неизбежно расходоваться и на разложение воды, составляющей значительную часть электролита:

Теоретический расчет дает значение напряжения для этой реакции ок. 1.2В. Напоминаю, что напряжение на ячейке при заряде заведомо более 2В. К счастью, активно вода начинает разлагаться только выше 2В, а в промышленности для получения водорода и кислорода из нее процесс ведут и вовсе при 2.1-2.6В (при повышенной температуре). Как бы то ни было, тут мы приходим к выводу, что в конце процесса заряда АКБ будет неизбежно происходить процесс разложения воды в электролите на элементы. Образующиеся кислород и водород попросту улетучиваются из сферы реакции. Про них бытуют следующие мифы:

1. Водород крайне взрывоопасен! Перезарядишь аккумулятор и как минимум лишишься комнаты где тот был!

На самом деле, водорода в процессе электролиза выделяется ничтожно мало по сравнению с объемом комнаты. Водород взрывается при концентрации от 4% в воздухе. Если мы допустим, что электролиз ведется в комнате размером 3*3*3 метра или 27 метров куб., то нам понадобится наполнить помещение 27*0.04=1.1 метров куб. водорода. Для получения такого количества H2 нужно было бы полностью разложить ок. 49 моль воды или 884 грамма ее. Если кто-то наблюдал электролиз, то поймет насколько это много. Или попробуем перейти ко времени. При силе тока в стандартной зарядке для крупногабаритных АКБ в 6А, уравнение Фарадея дает время, необходимое для получения этого количества водорода, аж 437 часов или 18.2 дня. Чтобы наполнить комнату водородом до взрывоопасной концентрации нужно забыть про зарядку на 2 с половиной недели! Но даже если это случится, концентрация серной кислоты просто будет расти пока ее раствор не приобретет слишком высокое сопротивление для жалких 12В зарядки и сила тока не станет ничтожной. Да и водород попросту улетучится.

Очень редко случаются взрывы непосредственно в корпусах крупногабаритных АКБ из-за того, что выделяющийся водород по какой-то причине не может покинуть замкнутого пространства. Но и в этом случае нечего страшного не бывает — чаще всего взрыва хватает только на небольшую деформацию верхней части корпуса, но не на разрыв свинцовых соединений. И АКБ еще может работать дальше даже после таких повреждений.

2. При электролизе может образоваться смертельно ядовитый и, не менее взрывоопасный чем водород, сероводород!

Не наш, периодически попадался миф в англоязычных постах. Теоретически конечно возможно подать такое большое напряжение и создать т.о. такую большую силу тока, что на катоде начнется процесс восстановления сульфат-иона. Напряжение для этого будет достаточным, а продукты восстановления не будут успевать диффундировать подальше от электрода и восстановление будет идти дальше. Но зарядка в пределах десятка-трех вольт и с ограничением силы тока в 6А на такое едва ли способна. Однажды, я наблюдал процесс восстановления сульфата до SO2, да, это возможно; однокурсницы по ошибке что-то сделали не то во время опыта. Но это большая редкость т.к. там концентрация серной кислоты была заметно выше той, что используется в АКБ, была иная конструкция электрода и иной его материал и, естественно, напряжения и сила тока были были непомерными. И SO2 не H2S.

3. При электролизе мышьяк и сурьма из материала решеток будут восстанавливаться до ядовитых арсина и стибина!

Действительно, решетки содержат относительно много сурьмы, мышьяка в современных решетках, вероятно, нет вообще. При работе АКБ та решетка на которой происходит восстановление, т.е. катод, разрушению не может подвергаться. Выделяйся даже каким-то образом стибин, он бы тут-же взаимодействовал с PbSO4, восстанавливая его до металла.

Однако, некоторая практическая неприятность тут есть. Газообразные водород и кислород могут увлекать за собой капельки электролита, создавая аэрозоль серной кислоты. Аэрозоль серной кислоты, даже концентрированной, для человека не опасен и просто вызывает кашель. Однако, серная кислота — кошмар для тканей и бумаги. Стоит даже небольшому количеству серной кислоты попасть на одежду и там обязательно появятся дырки или ткань разорвется по этому месту. Через недели, если кислоты много, через месяц, но одежда истлеет.

Так что газовыделения опасаться не стоит с бытовой точки зрения или стоит, но нужно ориентироваться именно на аэрозоль серной кислоты.

Итак, вода начала разлагаться на водород кислород, ее в электролите становится все меньше, что-же дальше? Если это АКБ в котором электролит просто налит в виде слоя жидкости, то начнется повышение саморазряда из-за повышения концентрации серной кислоты. Занятно, что это будет сопровождаться небольшим повышением напряжения (концентрация кислоты растет) на ячейке. Именно поэтому автовладельцы должны постоянно контролировать концентрацию серной кислоты в своих АКБ (при помощи ареометра) и доливать туда воду. Процедура доливания воды — необходимая часть процесса обслуживания любой АКБ. Кроме одного их типа, и мы сейчас об этом поговорим.

Иметь аккумулятор в котором болтается слой едкой, по отношению к металлам, жидкости конечно-же неудобно, а потому попытки избавиться непосредственно от жидкости предпринимались давно, начались чуть ли не в первой половине 20-го века. К слову сказать, не то чтобы слой серной кислоты прямо плескался вокруг электродов. В реальности она неплохо распределена между электродами и окружающими их сепараторами даже в дешевых моделях. Итак, первым вариантом было использование стекловолокна. Достаточно просто окружить электроды стекловолокном которое пропитано серной кислотой и большинство проблем решится. Этот тип АКБ носит название AGM (absorbent glass mat) и таких АКБ для ИБП подавляющее большинство. Хотя такие АКБ малого форм-фактора и зачастую позиционируются как те, которые можно эксплуатировать в любом положении, с этим нельзя вполне согласиться. Вскрытие крышки стандартного дешевого AGM аккумулятора показывает, что никаких особых крышек там нет, а следовательно, электролит от вытекания удерживают лишь капиллярные силы. Я почти уверен, что если погонять AGM аккумулятор перевернутым вверх дном, то уже после одной зарядки из него польется серная кислота под давление газов.

Второй распространенный тип интереснее, это т.н. гелевые АКБ. А получаются они благодаря следующему. Если подкислять растворимые силикаты, то будет происходить выделение кремневой кислоты:

Если исходный раствор силиката не отличается качеством, то кремневая кислота будет выделяться в виде стекловидной массы, но если он достаточно чист, то кремневая кислота осадится в виде красивого куска однородного полупрозрачного геля. На этом и основан способ получения гелевых АКБ — простое добавление силикатов к электролиту вызывает его затвердение в гелеобразную массу. Соответственно, вытекать оттуда уже нечему и АКБ действительно можно эксплуатировать в любом положении. Сам по себе процесс образования геля не повышает емкости АКБ и не улучшает его качеств, однако, производители его используют при производстве наиболее качественных моделей, а потому эти АКБ отличаются высоким качеством и большей емкостью. Занятно, что в обоих случаях носителем электролита является SiO2 в той или иной форме.

Оба типа АКБ объединяются в славный тип VRLA — valve-regulated lead-acid battery который и применяется в ИБП. Формально они считаются необслуживаемыми и терпящими эксплуатацию в любом положении, но это не совсем так. Более того, многие уже встречались с эффектом, когда буквально несколько мл воды возвращают к жизни, казалось бы, дохлую АКБ от ИБП. Так получается, потому что и эти аккумуляторы не капли не застрахованы от электролиза воды в электролите, а следовательно, и пересыхания. Все происходит точно так-же, как в крупногабаритных АКБ. А вот самые дорогие и крутые необслуживаемые АКБ содержат катализатор для рекомбинации выделяющихся газов обратно в воду и вот уже у них корпус действительно выполнен абсолютно герметичным. Обращаю внимание, что по-настоящему герметичным и необслуживаемым может быть и аккумулятор типа AGM и GEL, но они-же могут ими и не быть и не содержать катализатора рекомбинации кислорода и водорода. Тогда, несмотря на казалось бы продвинутую конструкцию, пользователю придется либо чаще покупать новые аккумуляторы, либо доливать воду при помощи шприца.

Хотелось бы добавить несколько слов о режимах разряда. Производители АКБ указывают какой ток максимально допустим для той или иной модели, но нужно понимать, что аккумулятор — просто смесь химических веществ и ЭДС генерируется исключительно химическим путем. Это не конденсатор который, по электрогидравлической аналогии, можно сравнить с неким механическим сосудом (с гибкой мембраной). Хотя АКБ могут выдавать очень большие значения силы тока, в реальности они лучше всего эксплуатируются как раз при небольших токах, что в разряде, что в заряде. Поэтому ИБП, рассчитанные на заряды небольших АКБ, при работе с крупногабаритными будут заряжать их в наиболее щадящем режиме. Впрочем, в течении далеко не одних суток. Интересно обратить внимание на то, что чем выше мощность ИБП, тем больше аккумуляторов последовательно предпочитает собирать производитель. Тут все логично — большие токи разряда маленькие АКБ выдерживают очень плохо.

1. Малогабаритные и крупногабаритные АКБ идентичны по устройству.

2. Для подавляющего большинства АКБ любого размера доливание воды является необходимой частью текущего обслуживания.

3. Лишь немногие из дорогих моделей АКБ содержат механизм рекомбинации газов и могут быть названы действительно необслуживаемыми.

4. Сам по себе водород, который выделяется при заряде (а это равно постоянной работе в ИБП) АКБ, не является существенной угрозой или проблемой.

5. Нужно очень внимательно работать с АКБ, тщательно избегая пролива даже малейших капель электролита, или лишитесь одежды.

6. Разряд и заряд малыми токами являются наиболее предпочтительными режимами эксплуатации АКБ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector