Устройство раздатки на автомобиле УАЗ
Устройство раздатки на автомобиле УАЗ
Автомобили Ульяновского автозавода ценятся владельцами за надежность и проходимость, способность преодолеть практически любые дорожные условия, и для комфортной и безопасной езды по бездорожью автомобилистам следует хорошо знать устройство и особенности работы раздатки на автомобиле УАЗ.
Для чего нужна раздатка на внедорожниках
Раздаточная коробка УАЗ и любого другого внедорожника нужна для обеспечения машине возможности эффективно ездить по бездорожью, пересеченной местности и по плохим проселочным дорогам и грунтовкам.
С помощью РК водитель может уменьшить крутящий момент колес во время преодоления особенно сложных участков. Такие действия позволяют существенно снизить уровень пробуксовки даже в самых сложных условиях, в том числе, при застревании в заболоченной местности.
Раздатка УАЗ – функциональное изделие, ценность которого понятная практически всем автовладельцам. Эта деталь:
- повышает проходимость;
- улучшает управляемость транспортного средства;
- увеличивает маневренность;
- делает машину универсальной, способной хорошо показать себя в любом путешествии.
Обычно внедорожник едет на заднем мосту (он ведущий), а на передний крутящий момент от двигателя не передается. Однако, если водителю предстоит преодолеть непростой участок, он может сделать ведущими оба моста.
Устройство раздаточной коробки УАЗ таково, что использовать ее можно только при передвижении на сложных дорогах, по асфальту на двух мостах поездить не удастся, если не хочется платить за ремонт РК.
Как работает устройство?
Принципиально работа раздатки достаточно проста. Она в целом нужналишь для подключения/отключения мостов транспортного средства. Посредством межосевого дифференциала возможно изменение крутящего момента и его передача на переднюю и заднюю ось с равномерным или разделенным усилием на разные колеса.
Схематично работу раздатки УАЗ «Буханка» можно изобразить следующим образом:
- От коробки передач к ведущему валу идет вращение, передающееся через шестерни на промежуточный вал. В конструкции раздатки одна из шестерен промежуточного вала заблокирована с ведущим валом, потому вращательный эффект передается сразу.
- На промежуточном валу предусмотрена подвижная шестеренка, передающая вращение на мост автомобиля посредством механизма управления.
- Существует также межосевой дифференциал, который необходим для улучшения передачи и изменения крутящего момента. Он используется для снятия нагрузки при переключении и плавного перехода вращения.
Особенности работы раздатки на УАЗе
Раздатка на УАЗ «Буханку» и другие модели Ульяновского завода включает несколько элементов. Она состоит из:
- ведущего вала;
- дифференциала;
- блокировки дифференциала;
- приводов задней/передней оси;
- зубчатой и понижающей передач;
Чтобы управлять раздаткой, в салон автомобиля выводятся специальные рычаги, позволяющие, не выходя на улицу управлять мостами: включить или выключить передний, включить оба одновременно и т. д.
Важным элементом конструкции выступает картер с крышкой, который закрепляется на задней стенке КПП. Для центрирования в устройстве используется шариковый подшипник раздатки УАЗ.
Картер с крышка связываются между собой штифтами и небольшими болтами. За раздаткой размещен механизм ручника. На подшипниках размещены: ведущий, промежуточный валы и валы, необходимые для одновременного привода обоих мостов.
Какая раздатка лучше на УАЗ
Разные УАЗы (модели и годы выпуска) оснащаются различными раздатками. При этом автомобилисты часто спорят, какая лучше: косозубая раздаточная коробка на УАЗ или прямозубая, однорычажная или двухрычажная?
Ульяновский завод преимущественно использует косозубые раздатки, которые из-за большего количества зубов в зацеплении способны передавать больший момент. Что касается прямозубой, то она испытывает на себе только радиальные нагрузки, без осевых, что по идее должно бы обеспечить ей больший срок годности.
Однако на практике они обе хороши.
Обслуживание раздаточной коробки
При постоянной эксплуатации автомобиля, раздатка УАЗа «Патриот» и любой другой модели требует тщательного обслуживания.
Стандартный процесс ухода за деталью включает в себя:
- визуальный осмотр на предмет наличия подтеков смазки в местах, где расположены резиновые уплотнители и прокладки;
- проверка крепежных элементов, которыми РК прикрепляется к КПП и подтягивание болтов крепления карданных валов;
- замена масла в раздатке УАЗ.
Обслуживание автомобиля требует одновременно менять масло в КПП и раздатке УАЗ «Патриот». Периодичность замены определяется самостоятельно с учетом рекомендаций производителя. Вне зависимости от того, какая раздатка на УАЗ установлена, Ульяновский автозавод рекомендует проводить замену масла каждые 35-40 тысяч километров пробега.
При регулярной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья, масло необходимо менять чаще, так как раздатка и вся трансмиссия такого автомобиля испытывает повышенные нагрузки.
Без тщательного обслуживания и ухода, раздатка может выйти из строя, после чего водителю придется заменять РК УАЗ на новую.
Управление раздаткой на автомобиле УАЗ
Для удобного и эффективного управления раздаткой в салоне предусмотрены рычаги, расположенные справа от водителя:
- Верхний. Используется для включения и выключения ведущего моста. Работает только в двух положениях: в верхнем – включает мост, в нижнем – выключает.
- Нижний. Используется в конструкции, чтобы изменять передачу. Может быть установлен в 1 из 3 разных положений: прямая, нейтральная и пониженная передача.
При эксплуатации раздатки нужно учитывать, что передний мост используется только для эксплуатации машины в сложных условиях проходимости, если нужно преодолеть грязь, снег или песок. На хорошей дороге его использовать нельзя, иначе вам потребуется вскоре покупка новой и установка раздаточной коробки УАЗ.
Если по каким-то причинам устройство вышло из строя, вы сможете купить недорого РК в сборе или запчасти на раздатку УАЗ в нашем магазине.
Обращайтесь, мы поможем вам решить любую проблему с автомобилем.
Когда пользоваться пониженной передачей?
Прежде всего, включение пониженной передачи нужно осуществлять только тогда, когда автомобиль не движется. Например, на МКПП машину сначала нужно зафиксировать педалью тормоза, затем выжать сцепление и передвинуть рычаг раздатки для включения передачи (например, первой пониженной).
Как правильно пользоваться пониженной передачей?
Пониженная передача — как пользоваться
Соответствующий рычаг приводится в нужное положение (как правило, в положение первой пониженной передачи) при выжатом сцеплении. В более новых автомобилях пониженная может включаться электронно, специальной кнопкой. Ездить по твердому покрытию на пониженной передаче нельзя.
Как правильно переходить на пониженную передачу?
Резюмируя сам процесс переключения на пониженную передачу с четвертой на третью скорость:
- Нажимаем на педаль сцепления.
- Переводим рычаг переключения в нейтральное положение.
- Отпускаем сцепление.
- Нажимаем на дроссель.
- Жмем на педаль сцепления еще раз.
- Переключаем на третью передачу.
- Отпускаем педаль сцепления.
Как понять пониженная передача?
Однако понижающая передача в ее специфическом понимании представляет собой передачу, которая у внедорожников находится в так называемой раздаточной коробке – дополнительной трансмиссии, распределяющей крутящий момент между обеими ведущими осями.
Что такое повышенная передача?
Такая передача, на которой педали вращаются гораздо медленней, чем колесо. Высокие передачи достигаются путём использования больших ведущих звёзд и маленьких ведомых. Высокие передачи используются для быстрых скоростей.
Для чего нужна пониженная передача на автомате?
Включение пониженной передачи позволяет коробки передавать большой крутящий момент на привода колес, что позволяет проходить сложные участки дороги без серьезной нагрузки на двигатель. Помимо включения режима «понижайки», на современных автоматах есть возможность выбора и других режимов работы.
Для чего нужна Понижайка?
Будем считать, что все знают общий принцип работы коробки передач и объяснять его не надо, но если кто не в курсе, то ее задача передавать вращение двигателя, преобразовав его в зависимости от выбранной передачи на карданный вал, а дальше на редуктор и колеса.
Как включить пониженную передачу в Snowrunner?
Shift + Стрелка влево (рядом с R. CTRL).
Как правильно переключать передачи на механике на понижение?
Самый простой, но не самый эффективный способ сглаживания рывка при понижении передачи – долго отпускать педаль сцепления.
- Разгонитесь до 50 км/ч на III передаче. …
- Отпустите педаль газа, одновременно выжмите педаль сцепления и одновременно переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.
Когда включать пониженную передачу на ниве?
Переход на пониженную: сбросить газ, переключить ручку в нейтраль, прогазовать и в момент, когда обороты двигателя будут в 1,8 раза выше — включить пониженную.
Сколько передач у кого Камаза?
На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатые коробки передач модели 14; на автомобилях-тягачах, презназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатые коробки передач модели 15, состоящие из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего …
Зачем пониженная передача в Мотоблоке?
Мотоблоки с пониженной передачей позволяют более эффективно обрабатывать почву, проходить сложно доступные места, что достигается за счет понижения передачи и увеличения тяговой силы мотоблока.
Демультипликатор
Демультиплика́тор (от де- — приставка, обозначающая отрицательное действие и multiplication (мультипликатор)) — механизм трансмиссии, предназначенный для повышения крутящего момента.
Содержание
- 1 Синонимы
- 2 Применение
- 3 Примеры
- 3.1 КАМАЗ
- 3.2 Scania
- 3.3 Внедорожники
- 3.3.1 Урал
- 3.3.2 Иномарки
- 4 Демультипликатор в составе механизма поворота гусеничной машины
- 5 См. также
- 6 Ссылки
Синонимы [ править | править код ]
В русском языке распространены синонимы: дели́тель (прямой перевод термина «демультипликатор»), дополнительная коробка передач, раздаточная коробка с пониженной передачей.
Применение [ править | править код ]
Как правило, демультипликатор устанавливается на автомобилях, предназначенных для эксплуатации в тяжёлых условиях, когда обычного количества передач в КПП недостаточно. Например, водитель чувствует, что при необходимой скорости движения на 4-й передаче двигатель работает «внатяг», с перегрузкой, а на 3-й обороты велики, двигатель «перекручен»; переключив демультипликатор (делитель, дополнительную коробку передач) на пониженную передачу, получает промежуточное передаточное число в трансмиссии.
Примеры [ править | править код ]
КАМАЗ [ править | править код ]
К примеру, на некоторых моделях автомобилей КАМАЗ между сцеплением и коробкой передач устанавливается делитель (дополнительная двухступенчатая коробка передач) с прямой и повышенной передачами. Когда автомобиль не загружен, движение происходит на повышенной передаче демультипликатора, при эксплуатации с большой нагрузкой (например, буксировка прицепа или полуприцепа, особенно в неблагоприятных дорожных условиях) водитель включает прямую передачу демультипликатора. Таким образом, вместо пяти передач автомобиль имеет в два раза больше. С включенной прямой передачей демультипликатора общее передаточное число КПП оказывается ниже. Например, передаточное число 5-й передачи с выключенным демультипликатором (5-я низшая) находится между передаточными числами 4-й и 5-й передач с демультипликатором (высших).
На рычаге переключения передач грузовых автомобилей с делителем находится переключатель («флажок»), соединённый гибким тросиком с газораспределителем. После того, как водитель произведёт переключение на рычаге, он нажимает на педаль сцепления и исполнительный пневмопривод переключает передачу в делителе. Некоторые КПП имеют два делителя — один на входе (собственно делитель, на жаргоне также называется «полпередачи»), второй на выходе (демультипликатор). Делитель используется на всех передачах, включая задний ход, для незначительного изменения передаточного числа, а демультипликатор переключает трансмиссию между низшими и высшими передачами, переключается он качанием рычага КПП до упора влево-вправо либо дополнительной клавишей сбоку рычага КПП.
Scania [ править | править код ]
Так устроены, например, коробки передач Scania GRS905 и ZF 16S151. Конструктивно это 4-ступенчатые МКПП (четыре передачи переднего хода и одна заднего), дополненные делителем и демультипликатором. [1] Трогание и движение на малых скоростях идут при включенном демультипликаторе (на нижнем ряду), понижающем частоту вращения выходного вала в 3,75 раза (для коробки GRS905), при этом на коробке 16S151 можно включить передачи 1-4 или задний ход (R), на коробке GRS905 — передачи 1-3, а также «ползучую» передачу (очень медленную, С) или R. [2] После разгона до определённой скорости водитель переходит на верхний ряд (демультипликатор выключается, кратковременным движением рычага из нейтрали до упора вправо или подъёмом боковой клавиши), передаточное число трансмиссии падает в 3,75 раза и передачи 1-4 становятся передачами 5-8 — 1-я передача основной КПП после выключения демультипликатора даёт эффект 5-й передачи, 2-я передача становится 6-й и так далее.
Передачи основной коробки на верхнем ряду переключаются теми же движениями рычага, что и на нижнем. С верхнего ряда на нижний переходят качком рычага из нейтрали влево либо опусканием боковой клавиши, но на скорости не более 20-25 км/ч, чтобы из-за резко возросшего передаточного числа не произошло поломок двигателя или КПП. Делитель, управляемый передней клавишей, можно использовать на любой передаче, включая задний ход.
Внедорожники [ править | править код ]
На автомобилях повышенной проходимости раздаточная коробка имеет две передачи — высшую (как правило, прямую) и низшую (понижающую), а также нейтральную. На автомобилях с отключаемым передним ведущим мостом включение пониженной передачи блокируется (невозможно включить при отключенном переднем мосту).
Урал [ править | править код ]
На автомобиле «Урал-377» (вариант полноприводного «Урала-375» с колёсной формулой 6×4 без ведущего переднего моста) раздаточная коробка, разумеется, отсутствовала, вместо неё стояла дополнительная КПП с прямой и понижающей передачей.
Иномарки [ править | править код ]
На некоторых легковых автомобилях с полным приводом (разработаны на основе машин с переднеприводной компоновкой), например, Toyota Sprinter Carib, автомобили фирмы Subaru с механической коробкой передач имеется дополнительная понижающая первая передача, включаемая только при подключенном заднем мосту.
Демультипликатор в составе механизма поворота гусеничной машины [ править | править код ]
Некоторые типы планетарных механизмов поворота гусеничных машин, конструкция которых включает в себя два двухскоростных дифференциальных редуктора, позволяют реализовать функцию демультипликатора посредством одновременного группового (парного) переключения обоих редукторов с одного режима работы на другой — с повышенной передачи на пониженную. При этом, как и в случае с демультипликатором, входящим в состав коробки передач, на выходе происходит увеличение крутящего момента с одновременным уменьшением частоты вращения. Подобная опция является лишь следствием возможностей подобных механизмов поворота обеспечивать два передаточных отношения для маневрирования и формально демультипликатором не является, хотя и может использовать наподобие него.
Вопреки широко распространённому мнению о наличии опции демультипликатора в механизмах поворота подавляющего большинства гусеничных машин, фактически таковая присутствовала лишь на относительно старой технике: британские танки Cavalier, Covenanter, Crusader; чешский танк LT vz.38; венгерский танк Turan; японский танк 三式中戦車 (Чи-Ну); советские танки ИС-1, ИС-2, ИС-3, Т-44, Т-54, Т-55, Т-62; советские боевые машины БМП-1, БМП-2; советский гусеничный тягач АТ-С. Также подобной опцией обладают некоторые малоиспользуемые на современных машинах двухпоточные механизмы поворота по типу такового на танке Пантера: сама Пантера, советский гусеничный тягач АТ-Л, советские боевые гусеничные машины МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.
АКПП — автоматическая коробка передач
Об автоматической коробке передач (в народе автомат) мечтают все девушки. Так как переключение скоростей происходит без участия водителя. Давайте рассмотрим АКПП в машине.
В автоматической коробке передач, в основном, имеются 4 передних и 1 задняя передача. Конкретные передачи выбираются автоматически, в зависимости от положения рычага селектора.
Диапазоны автоматической коробки передач
Когда ключ зажигания находится в положении ON (вкл), положение рычага селектора будет отображаться на приборной панели.
Р (парковка).
Устанавливать коробку передач в режиме Р (парковка) можно только после полной остановки автомобиля. В этом положении коробка передач блокируется, и передние колеса не могут вращаться.
Не пользуйтесь положением Р (парковка) как стояночным тормозом. Всегда провейте надежность фиксации рычага селектора в положении Р (парковка) и полностью включайте стояночный тормоз.
Переключение в положении Р (парковка) во время движения автомобиля может привести к поломке коробки передач.
Не пользуйтесь положением P (парковка) как стояночным тормозом.
R (задний ход).
Это положение для движения автомобиля задним ходом.
N (нейтраль).
Колеса и коробка передач разблокированы. Автомобиль, если не включен стояночный или рабочий тормоз, будет свободно катиться даже под малейший уклон.
D (движение).
Это обычное положение для движения вперед. Коробка передач будет автоматически переключаться в последовательности из 4-х передач, обеспечивая наилучший режим с точки зрения экономии топлива и мощности.
Для того, чтобы обогнать автомобиль или при движении на подъем, нажмите полностью педаль акселератора, что приведет к автоматическому переключению на более низкую передачу.
3 (третья передача).
Используется для буксировки прицепа во время подъема на склон или для торможения двигателем на спуске вниз.
При положении рычага “3” происходит автоматическое переключение между 1-й, 2-й и 3-й передачами. Это означает, что переключение на 4-ю передачу осуществляется при скорости автомобиля, превышающей определенное значение, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя.
Для возврата в нормальное положение следует перевести рычаг селектора в положение “D”.
2 (вторая передача).
Используется для движения по скользкой дороге, для преодоления подъема или торможения двигателем во время спуска вниз. При положении рычага селектора “2” происходит автоматическое переключение между первой и второй передачами.
Это означает, что переключение на 3-ю передачу не осуществляется. Однако переключение на третью передачу осуществляется при скорости автомобиля, превышающей определенное значение, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя. Для возврата в нормальное положение следует перевести рычаг селектора в положение “D”.
L (пониженная передача)
Используется для движения на очень крутой подъем или для торможения двигателем на крутом спуске. Когда происходит переключение на пониженную передачу “L”, коробка передач будет работать в режиме второй скорости до тех пор, пока скорость движения не уменьшится достаточно для включения пониженной передачи.
Не превышайте скорость движения 50 км/ч на пониженной передаче. Из положения “L” можно включить только режим первой передачи. Тем не менее, переключение на вторую передачу выполняется, когда автомобиль превышает определенную скорость, и по мере роста скорости КПП будет переключаться до 3-й передачи, чтобы предотвратить превышение допустимых оборотов двигателя.
Система блокировки переключения передач
Для вашей безопасности в автоматических коробках имеется система блокировки переключения передач, которая не позволяет переключиться из положения “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в положение “R” (задний ход), если не нажата педаль тормоза. Чтобы переключиться из положений “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в положение “R” (задний ход):
1. нажмите и удерживайте нажатой педаль тормоза.
2. переместите рычаг селектора.
Если при нахождении рычага селектора в положении “Р” (парковка) периодически нажимать и отпускать педаль тормоза, то вблизи рычага может слышаться стук. Это нормальное явление.
Примеры эффективного вождения
- Никогда не переводите рычаг селектора из положения “Р” (парковка) или “N” (нейтраль) в какое-либо другое положение при нажатой педали акселератора
- Никогда не переводите этот рычаг в положение “Р” (парковка) во время движения автомобиля.
- Перед переключением в положение “R” (задний ход) или “D” (движение) автомобиль должен быть полностью остановлен.
- Никогда не двигайтесь под уклон накатом (на нейтрали). Это может быть очень опасно.
- Никогда не выключайте передачу во время движения.
- Не водите автомобиль “на тормозах”. Это приводит к их перегреву и повреждению.
- При остановке обязательно задействуйте стояночный тормоз. Не надейтесь на то, что установка рычага в положении “Р” (парковка) удержит автомобиль от движения.
- Будьте предельно внимательны при движении на скользкой поверхности. Особая осторожность требуется при торможении, ускорении или переключении передач. Резкое изменение скорости на скользкой дороге может привести к потере сцепления ведущих колес с дорогой и потере управления автомобилем.
- Наилучшие характеристики автомобиля и максимальная экономия топлива достигаются при плавном нажатии и отпускании педали акселератора.
Движение на подъем из неподвижного состояния
Чтобы начать двигаться на подъем из неподвижного состояния, нажмите педаль тормоза и переведите рычаг селектора в положении “D” (движение). Выберите подходящую передачу в зависимости от массы груза и крутизны подъема и отпустите стояночный тормоз. Плавно нажмите педаль акселератора, одновременно отпуская педаль рабочего тормоза.
П.С. Перед тем как перевести рычаг селектора в положение D (движение) или R (задний ход), всегда проверяйте, нет ли поблизости людей, и в особенности – детей.
Прежде чем поставить машину на стоянку, всегда ставьте рычаг селектора в положение Р (парковка), включайте до конца стояночный тормоз и остановите двигатель. Если не принять этих мер предосторожности, автомобиль может резко и неожиданно прийти в движение.
Для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации нажимайте педаль тормоза при переключении из положения “N” (нейтральное) или “Р” (парковка) на переднюю передачу или “R” (задний ход).
Полностью нажмите педаль тормоза, чтобы переместить рычаг селектора из положения “Р” (парковка) в любое другое положение.
Всегда можно перейти из положения “R”, “N”, “D”, “3”, “2”, “L” в положение “Р”. Во избежание повреждения коробки передач, автомобиль перед этим следует полностью остановить.
Трансимиссия велосипеда. Что такое скорости и как ими пользоваться?
Приобретение велосипеда или более углубленное изучение уже существующего, может поставить в тупик начинающего райдера. Виной тому – обилие передач. Зачем столько скоростей на велосипеде? Как ими пользоваться? Что вообще нужно знать о переключениях на велосипеде? Чем отличаются передачи на шоссейном, МТБ и городском велосипеде?
На эти, и некоторые другие, вопросы мы постараемся дать ответы в данной статье.
Что такое трансмиссия и для чего она нужна?
Итак, давайте разберемся с назначением трансмиссии. Пойдем издалека, чтобы всё было максимально понятно и прозрачно.
Посмотрите на свой велосипед, вероятнее всего вы увидите на нем несколько звезд спереди, где размещены шатуны с педалями, и некоторое количество звезд сзади – на заднем колесе. Допускаю, что перед вами не синглспид (односкоростной) велосипед просто потому, что иначе вам не была бы интересна эта статья. Но это не точно.
При изучении конструктивных особенностей станет понятно, что одинаковых звезд нет, все они разного диаметра – какие-то больше, какие-то меньше. В среде велосипедистов принято различать их по количеству зубцов. Мы же не будем так сильно углубляться, а сосредоточимся на диаметрах в формате – большая, маленькая, средняя – если говорить о передних.
Задние тремя словами не описать, так как их в большинстве случаев минимум 7 штук. При рассмотрении оных, вы увидите, что шаг между диаметрами звезд на кассете намного меньше, чем на передних. Кассета своим видом напоминает елку, хотя наличие 13 звезд сзади, например, отсылку к хвойному дереву уже не выдержит. Тем не менее, закрепим пока именно такой образ.
Перекидываем цепочку на самую маленькую звезду спереди и на самую большую звезду сзади, а потом пробуем прокрутить педали. Вы обнаружите, что крутятся они чрезвычайно легко, но велосипед при этом будет ехать крайне медленно. Так работает пониженная передача, педали крутятся легко и быстро, а колесо медленно, но при этом на колесе развивается огромный крутящий момент. Крутящий этот момент нужен для того, чтобы преодолевать сложные подъемы. Во время следующей поездки попробуйте поэкспериментировать и перед горкой включить такую комбинацию звезд, вы обнаружите, что заезжать станет намного проще. Обратная сторона высокого крутящего момента – медленное движение велосипеда. Действительно такая передача не предусматривает высоких скоростей, пешеходы вас будут обгонять, зато подъем преодолевается с минимальным количеством энергии. И, да, крутить педали придется довольно быстро, чтобы апхилл таки был легким. По сути, для того, чтобы провернуть колесо на один оборот, шатунами придется сделать, например, пять оборотов.
Обращаясь к автомобильной аналогии, мы получаем эквивалент первой передачи. На ней трогаются, на ней преодолевают крутые подъемы и т.д.
Теперь перекидываем цепочку на самую большую звезду спереди и на самую маленькую сзади. Эффект в этом случае мы получим обратный, так как это уже повышенная передача. Здесь за один оборот шатунов пять оборотов сделает колесо. То есть, все поменялось местами. Кстати, значения по количеству оборотов приводятся условные, только для понимания, в реальности соотношения несколько другие, но сути это никак не меняет.
Итак, на повышенной передаче педали будут крутиться очень тяжело. Порой даже тронуться с места на ней не всегда получается, так как легкому райдеру просто не хватает веса, чтобы шатун пошел вниз. Скорость при этом будет набираться очень медленно, вы увидите, что пока шатун опустится вниз вы проедете вполне почтительное расстояние. В такой комбинации крутящий момент на колесе минимальный, вся энергия уходит на развитие скорости. Преодолевать горки становится невероятно сложно и часто начинающие райдеры останавливаются посреди подъема, слезают с велосипеда и идут пешком. Получается, что повышенная передача служит для развития максимальных скоростей, которые будут колебаться в диапазоне 50-80 км/ч в зависимости от диаметра установленных звезд спереди. Чем больше передняя звезда и чем меньше задняя, тем быстрее поедет велосипед. Разумеется, частота вращения педалей здесь тоже играет роль, такие высокие скорости доступны только при высоких каденсах, которые могут уходить за 100 об/мин.
Средний каденс для среднего райдера должен составлять 70-90 об/мин. Тут дело не в скоростях или мощностях. а в коленях, их надо беречь и берегутся они именно при таких частотах вращения шатунов. Многочисленные исследования показывают, что наиболее эффективными оказываются каденсы ниже 60 об/мин, но акцент делается на эффективности кручения, а не на здоровье. Когда речь заходит о здоровье, тогда приходится возвращаться к 70-90. Профессиональные спортсмены в среднем с такой частотой педали и крутят. В общем, надеюсь, что такое легкое отвлечение от центральной темы окажется полезным.
На рисунке: зеленым отмечена пониженная передача, синим средний диапазон, красным повышенная передача.
Итак, мы поняли, что в крайних положениях цепи мы будем получать совершенно разные характеристики велосипеда. Понятно, что средняя звезда спереди и средняя звезда кассеты выдадут усредненный вариант, с которым и стартовать удобно, и скорость будет развиваться приемлемо, и подъемы пологие покорятся будут.
Прожженные велосипедисты скорости переключают постоянно, хотя у каждого есть своя любимая, которая используется подавляющее большинство времени. Тем не менее, по статистике переключается средний райдер примерно раз в 0,5 минуты. Иногда чаще, иногда реже – все зависит от условий эксплуатации велосипеда. За 4 часа поездки получается 480 переключений. Кажется много? Поверьте, когда происходит это на интуитивном уровне, без задних мыслей, то такое количество переключений незаметно.
Если вы едете по ровной, как стрела, трассе, то частые переключения здесь неуместны – выбирается передача, которая обеспечивает нормальную крейсерскую скорость с приемлемым уровнем энергозатрат. В городских условиях переключения становятся очень частыми из-за обилия поворотов, ускорений, замедлений, остановок на светофорах. Переключаться можно, нужно и страшного в этом ничего нет. Когда вы освоите это простое искусство, вы зададитесь вопросом – как я мог(ла) раньше игнорировать такое удобство?
В общем, не бойтесь щелкать, ничего не сломаете, пробуйте, чувствуйте, изучайте и будет вам счастье.
Отвечая на вопрос “Что такое трансмиссия и для чего она нужна?” получаем следующее. Трансмиссия на велосипеде – совокупность звезд, цепи, шатунов и переключателей, которые служат для передачи мускульной энергии наездника на приводное колесо.
Нужна велосипедная трансмиссия для обеспечения проходимости в разных дорожных условиях на разных скоростях.
Закрепим материал.
Для преодоления подъемов выбираем спереди звезду поменьше, а сзади побольше.
Для движения по ровной дороге используется средний диапазон или большая звезда спереди и маленькая сзади. Помним про каденс на уровне 70-90 оборотов.
В реальных условиях наиболее часто народонаселение ездит на средней звезде спереди и средних звездах сзади.
Компоненты велосипедной трансмиссии
Устройство передач велосипеда кажется сложным только при первом взгляде. В действительности там все очень просто.
Педали и шатуны служат для приведения велосипеда в движение посредствам мускульной силы ног человека. Разные конструктивные их особенности и материалы изготовления будут сказываться на эффективности педалирования и не более того. Карбоновые шатуны с контактными педалями (пристегиваются к обуви), например, позволяют затрачивать минимальное количество энергии на упругие деформации элементов трансмиссии, направляя ее в заднее колесо. Бюджетные шатуны с обычными педалями-платформами будут сильно изгибаться в процессе кручения, из-за чего их эффективность для профессионального применения становится неприемлемой. Увидеть эти изгибы компонентов глазами вы не сможете никогда, измеряются они специальными точными приборами в лабораториях, хотя на конечном результате сказываются существенно.
Передние звезды всегда закрепляются на шатунах. Способы крепления разные, бывают и неразъемные соединения. Технологии их изготовления и материалы также скажутся на эффективности педалирования, но, опять же, сути их это никак не меняет. Самые бюджетные модели велосипедов сегодня комплектуются тремя звездами спереди. Средний уровень двумя, а самый ТОП, как правило, всего одной звездой спереди.
На фото: слева шоссейная кассета, справа для МТБ
Кассеты во многом определяют количество передних звезд. Так на велосипеде с тройной системой впереди устанавливаются кассеты на 7-8 звезд. Решение очень бюджетное, что позволяет снизить порог входа человека в мир велоспорта. Последующее обслуживание байка – замена цепи и кассеты – будет обходится в копейки. Кассета емкостью 12-13 передач может стоить, как бюджетный велосипед. Она обеспечивает широкий диапазон передач, посему производители комплектуют такую трансмиссию одной звездой спереди.
В голове у вас сейчас не укладывается, как 13 передач на системе 1х13 может быть лучше 3х8?
Все очень просто, 24 передачи – это действительно много, избыточно много. Некоторые передачи могут друг друга дублировать и при этом образуются большие перекосы цепи в крайних положениях, что негативно сказывается на эффективности и способствует быстрому износу компонентов. Кроме того, это лишний вес.
Манетки управляют всей этой музыкой. Как и другие части системы, они бывают разного уровня, изготавливаются из разных материалов и являются определяющим компонентом, который влияет на четкость переключений. Есть золотое правило – манетка должна соответствовать уровню переключателя или хотя бы совпадать с ним по количеству скоростей. Значит это, что переключатель бюджетной серии будет работать с манеткой высокого уровня, правда количество скоростей должно совпадать. Такое решение обеспечит намного более плавное включение передач. Впрочем, если замена оной вам требуется, то лучше проконсультироваться в ближайшем веломагазине или веломастерской.
На фото: сверху манетки, снизу передний и задний переключатели
Передние и задние переключатели, безусловно, являются неотъемлемыми компонентами для смены передач на велосипеде. Здесь достаточно сказать, что между собой они различаются по емкости передач, материалам и применяемым технологиям. С передними как-то все довольно просто, вне зависимости от их уровня, они довольно просты по своему конструктиву и функционалу. Задние переключатели намного сложнее, они выполняются под определенное количество передач. Модели высокого уровня часто дополняются специальными устройствами встроенными в лапку – муфты повышенного трения. Предназначены они для обеспечения хорошего натяжения цепи, что обеспечивает четкое переключение и снижение риска спадания цепи на неровных дорогах.
Виды велосипедных трансмиссий
Всего есть две разновидности систем смены передач для велосипедов. Первая, классическая – работает с несколькими звездами спереди и сзади. Собственно, именно о ней мы здесь все время и говорили. Система универсальна и применяется абсолютно на всех видах велосипедов без исключения. Она считается наиболее оптимальным решением.
Вторая называется планетарной. На велосипеде, оборудованном такой системой, вы увидите всего по одной звезде спереди и сзади. Всё самое интересное будет спрятано в задней втулке, реже в кареточном узле. Последнее встречается довольно редко, но функционал такой же.
На изображении: планетарная втулка в разрезе
Вес таких втулок для колес очень большой, так как внутри содержится огромное количество шестерен обеспечивающих смену передаточных чисел. Количество передач может колебаться от 3-х до 11 и, казалось бы, это отличная альтернатива, которая существенно разгружает внешний вид велосипеда. Однако огромный вес таких решений и ограничения по перерабатываемому крутящему моменту диктуют свои правила. Кроме того, ремонт планетарных втулок – дело очень непростое, далеко не в каждой мастерской располагают должным ассортиментом запчастей. Куда проще найти запчасти на классические системы переключения даже в самой глуши. Обслуживание планетарки сложное, но требуется редко, кстати, благодаря герметичности системы. Применяются такие втулки чаще всего на городских велосипедах, где высокие крутящие моменты не развиваются и вес байка не является определяющим фактором.
Шоссейные, МТБ и гравийные трансмиссии
Различие между горной и дорожной трансмиссиями заключается по большей части в манетках. Если для маунтинбайков используются специальные триггерные манетки, то для шоссеров применяются дуалконтролы или пистолеты. Суть переключений от этого не меняется, а вот эргономика совершенно разная. Последняя на шоссерах позволяет менять положение рук в зависимости от стиля катания или из-за усталости держать руки в одном положении. Манетки для МТБ такой свободы не дают, впрочем и назначение у велосипедов сильно разное.
Гравийные решения по содержанию роднятся с шоссейными системами, но только внешне и только сверху. Всё верно, эргономика тут сыграла свою роль. Гравелы предназначены для покрытия широкого изобилия дорожных условий в течении длительного периода времени, так что эргономическая составляющая очень важна.
Что же до передних и задних звезд… то шоссеры от гравелов в этом месте сильно различаются. Здесь родство гравийников отсеживается с МТБ транмиссиями, чтобы обеспечить более широкий диапазон передач.
Если коротко, то МТБ трансмиссии склонны развивать высокие крутящие моменты для преодоления крутых подъемов с невысокими скоростями.
Шоссейные трансмиссии снабжаются большими передними и меньшими задними звездами, так как здесь во главе угла высокие скорости.
Гравийные трансмиссии находятся где-то посередине и берут все самое лучшее от первых и вторых.
Що таке Роздавальна коробка і як працює? Принцип роботи і для чого потрібен.
Роздавальна коробка — це вузол повнопривідного автомобіля, що збільшує крутний момент двигуна і розподіляє його між провідними осями. Це дозволяє повністю реалізувати можливості повного приводу на асфальті, слизькому покритті і бездоріжжя. На спецтехніці роздатка може передавати крутний момент на лебідку, підйомний кран або інше обладнання.
Пристрій роздатки
Агрегат монтується між коробкою перемикання передач і приводними валами передньої і задньої осей. Він являє собою корпус, з якого виходять три вала: ведучий і два приводних. Аналогічно коробці передач, роздатка заповнена трансмісійним маслом, забезпечує змащування шестерень і підшипників диференціала, понижувальної передачі і механізму блокування.
Роздавальні коробки відрізняються різноманітністю конструкцій. Проте всі вони мають наступні деталі:
ведучий вал, який передає механізму крутний момент від КПП;
міжосьовий диференціал з механізмом блокування;
знижувальна передача (зубчаста або ланцюгова);
актуатор, керуючий включенням/виключенням блокування;
вали приводів осей;
синхронізатор для включення зниженої передачі без зупинки автомобіля.
Водій управляє включенням зниженої передачі і блокуванням диференціала з допомогою важеля, привід якого знаходиться в салоні біля важеля КПП.
Призначення роздавальної коробки
Основна функція роздатки — підключення та відключення другий ведучої осі. Для економії палива при русі по хорошій дорозі автомобіль приводиться в рух з допомогою однієї осі. Друга підключається лише для подолання складних ділянок дороги — бруду, піску. снігу, льоду.
Крутний момент перерозподіляється між осями за допомогою диференціала. Це дозволяє їм обертатися з різною швидкістю, компенсуючи нерівності дороги. Завдяки диференціалу знижується знос покришок і економиться пальне.
При пробуксовуванні однієї з осей весь крутний момент буде переданий на неї. В результаті машина не зможе рухатися. Щоб вибратися з бруду, снігу або піску, водій включає блокування диференціала і змушує осі обертатися синхронно.
Управління роздавальної коробкою
На класичні позашляховики встановлюється роздатка з механічним або електромеханічним ручним управлінням. У першому випадку використовується важіль, у другому — кнопки, що керують електроприводом актуатора. Це дозволяє водієві самому підбирати відповідний режим, орієнтуючись на дорожню ситуацію. При наявності синхронізатора не потрібна зупинка для включення зниженої передачі або блокування диференціала.
Останні роки повнопривідні автомобілі комплектуються раздатками з автоматичним управлінням. Бортовий комп’ютер самостійно визначає пробуксовку мостів і перемикає режими, зчитуючи дані зі спідометра і датчиків швидкості обертання коліс.
Роздавальні коробки кросоверів і «паркетних» позашляховиків позбавлені опції ручного блокування. На них встановлюють віскомуфти, багатодискові фрикційні муфти або диференціали Торсен. Їх недолік в недостатній міцності і неможливість тривалого руху з заблокованим диференціалом. Вони допомагають вибратися з багнюки, але непридатні для тривалого руху по бездоріжжю.
AutoXS.ru — Авто Энциклопедия
- Тюнинг и доработки
- Ремонт и обслуживание
- История
- Разное про автомобили
- Масштабные модели
Зачем нужна пониженная передача
Понижающая передача – один из признаков настоящего внедорожника. Но большинство владельцев использует ее крайне редко, или не использует вовсе. А зачем? Движки сейчас мощные, тапку в пол, и поехали!
Но конструкторы не зря до сих пор оставляют пониженный ряд трансмиссии для машин, которым по предназначению приходится часто видеть под колесами не только ровный асфальт. Современные автомобили позволяют передавать высокий крутящий момент на колеса только на относительно высоких оборотах двигателя. И даже на первой передаче это приводит к тому, что колеса вращаются слишком быстро и скорее закапываются, чем пытаются выбраться из грязи. К тому же повышенная передача достаточно сильно нагружает двигатель и КПП, что может привести к их поломке. Приведу несколько примеров, когда понижайка может значительно облегчить жизнь и вам, и вашему автоомбилю.
Рыхлый песок, снег, и густая грязь
По таким покрытиям нужно двигаться без лишних резких движений, но одновременно с этим, они сильно сопротивляются движению, что заставляет водителя сильнее давить на газ. Дальше результата два: либо электроника, заметив пробуксовку, начнет душить двигатель, либо колеса потеряют сцепление с дорогой и начнут буксовать, закапывая машину с каждым оборотом. Откопаться будет очень непросто. Понижайка в таких случаях позволит двигаться с передачей большого крутящего момента на колеса без высоких оборотов этих самых колёс, таким образом, не давая машине зарыться вглубь и встать окончательно.
Мокрый луг, наст, болотистая почва
Все эти виды поверхности объединяет то, что двигаться по ним уверенно можно только не разорвав верхний связывающий слой: траву или корку льда. Малейшая ошибка при работе газом приводит к мгновенному проваливанию колёс сквозь относительно прочный верхний слой к жидкой грязи или сыпучему снегу, обладающим практически нулевым сцеплением. Включив понижайку (и спустив шины для снижения давления на грунт) вы сможете уверенно двигаться по подобным покрытиям до пределов их несущей способности. Но лучше, конечно, подобные места объезжать стороной, иначе поход за трактором может оказаться единственной целью дня.
Камни и крутые подъёмы. Буксировка груза на бездорожье.
Общее у всех этих видов движения – высокая нагрузка на все узлы трансмиссии. И как минимум, после раздаточной коробки, есть все шансы их снизить в 2-3 раза, включив пониженный ряд, продлив тем самым ресурс двигателя и КПП.
К тому же, проскальзывание колёс на подъеме может привести к неуправляемому скатыванию автомобиля вниз с возможным опрокидыванием. Понижайка в таком случае может спасти не только двигатель и КПП, но и вас с машиной в целом.
В качестве вывода: пониженный ряд трансмиссии способен существенно увеличить проходимость авто и сэкономить его ресурс, но в то же время необходимо понимать, что оттуда, куда вы забрались на понижайке, блокировках, и на спущенных шинах, достать вас сможет только трактор или лебедка. Не стоит соваться в тяжелое бездорожье без острой необходимости. Большинство виденных мной ситуаций, финалом которых была серьёзно поврежденная машина, происходили исключительно на покатушках «ради удовольствия» или в угаре «смотри, как я могу!».
Для чего нужна коробка передач с пониженной передачей
Представим ситуацию, когда при затяжном подъеме на третьей передаче двигателю не хватает мощности, чтобы преодолеть препятствие, а при переходе на вторую количество оборотов велико. Тогда и вступают в силу пониженные передачи. Автомобиль начинает двигаться на высоких оборотах, но с небольшой скоростью. При этом мощность двигателя увеличивается, и преодоление дорожных препятствий облегчается.
Когда движку не хватает мощности для преодоления препятствия – в помощь пониженная скорость АКПП
Коробка передач с пониженной передачей увеличивает на колесах крутящий момент. Передаточное число вторичного вала увеличивается, что в свою очередь увеличивает число оборотов моста. Это свойство коробки особенно полезно при преодолении небольших водных преград, движении в условиях гололеда или мокрой дороги, особенно на спусках и подъемах. А также при движении по «сильному» бездорожью, когда в обычном режиме не хватает мощности.
Как включается режим пониженной передачи
В автоматических КПП раздаточная коробка как отдельный агрегат может не присутствовать, ее функции выполняют отдельные узлы и детали в самой АКПП. Включается режим по-разному, в зависимости от инженерных изысканий производителя.
Когда рычаг селектора расположен напротив «D3», это означает, что коробка не будет переключаться выше третьей передачи. То есть, включен режим пониженной передачи. Наиболее эффективный вариант езды с частым и продолжительным торможением. И по аналогии: D2 (или режим S) – активны лишь первая и вторая передачи, экстренный вариант движения в сложных условиях, D1(или 1) – включается лишь первая скорость.
Некоторые типы автоматических коробок имеют обозначение режима пониженной передачи термином «Low», режим L. На отечественных авто – режим «ПП». Все это обозначает тихий ход, пониженную передачу. То есть ту манеру движения, которая необходима в сложных дорожных условиях.
На современных внедорожниках режимы пониженной скорости и выбор интенсивности движения, вплоть до местности, по которой Вы передвигаетесь отвечают селекторы и кнопки управления.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Зачем нужна пониженная передача в автомобиле
Как известно, основным назначением трансмиссии является передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. При этом трансмиссия не только передает, но и преобразовывает крутящий момент. Большинство водителей знают, что ступенчатая коробка передач имеет низшие и высшие передачи. Условно, 1,2 и 3 можно считать пониженной, 4 принято считать прямой передачей, тогда как 5 и 6 повышенной.
Сразу отметим, что применительно к внедорожникам, грузовикам и различным видам техники такого условного деления недостаточно. Дело в том, что КПП на подобных машинах имеют не только «низшие» и «высшие» передачи, но и так называемые понижающие передачи. Далее мы рассмотрим, зачем нужна понижающая передача, что это такое и как работает, а также как пользоваться пониженной передачей.
Для чего нужна пониженная передача
Итак, остановимся на примере внедорожника. В данном случае понижающая передача позволяет значительно повысить проходимость машины. Простыми словами, наличие понижающей передачи позволяет такому автомобилю проехать там, где машины с обычной КПП не имеют возможности преодолеть препятствие и продолжить движение.
Чтобы было понятнее, нужно обратить внимание на следующее. Обычно силовой агрегат выдает максимальную мощность при определенном количестве оборотов. Также на определенных оборотах, причем отличных от оборотов максимальной мощности, достигается и максимум крутящего момента, который передается посредством трансмиссии на ведущие колеса.
Так вот, обычно коробки передач выполняются так, чтобы двигатель отдавал максимум момента и мощности достаточно равномерно на различных скоростях. Первая передача позволяет трогаться с места, причем на такой передаче «упор» сделан на максимальный крутящий момент, тогда как на 5-ой автомобиль может двигаться с высокой скоростью на оборотах максимальной мощности.
Результата — при нажатии на педаль газа машина «зарывается» колесами в снег или грязь, буксует и не может продолжить движение. Если же переключиться на вторую скорость и выше, двигатель попросту заглохнет, так как ему недостаточно оборотов и мощности для преодоления сложного участка.
Получается, в ситуации, когда нужна высокая мощность двигателя (высокие обороты), однако также необходима плавная езда с невысокой скоростью и небольшой частотой вращения колес, обычная КПП бессильна. Именно с учетом данных особенностей внедорожники получают раздаточную коробку с пониженной передачей.
Так вот, активная пониженная передача имеет высокое передаточное отношение. Это позволяет снизить частоту вращения колес и одновременно раскручивать двигатель до оборотов максимальной мощности. В результате машина получает возможность двигаться с низкой скоростью на оборотах максимальной мощности. Такая особенность незаменима на бездорожье, при движении на подъем, на крутых спусках и т.д.
Пониженная передача и особенности использования
Начнем с того, что пониженная (понижающая) передача может присутствовать как в устройстве механической, так и автоматической коробки. При этом наилучшим вариантом принято считать решение с раздаточной коробкой отдельного типа. К сожалению, обычно отдельную раздатку сегодня ставят на дорогостоящие полноценные внедорожники, так как такая коробка повышает вес и приводит к общему удорожанию авто. Если же отдельной раздатки (с собственным рычагом) нет, тогда пониженную передачу нужно включать отдельной кнопкой.
Также нужно помнить, что пониженная передача на разных авто имеет определенное передаточное число. Чем это число оказывается выше, тем лучше автомобиль «выгребает» на плохом покрытии под нагрузкой.
Еще следует учитывать, что наличие пониженной передачи накладывает на водителя определенные обязательства. Другим словами, нужно уметь пользоваться данным решением, так как некоторые необдуманные действия и грубые ошибки могут вывести КПП из строя. Давайте рассмотрим, если в авто есть пониженная передача, как пользоваться такой передачей правильно.
- Прежде всего, включение пониженной передачи нужно осуществлять только тогда, когда автомобиль не движется. Например, на МКПП машину сначала нужно зафиксировать педалью тормоза, затем выжать сцепление и передвинуть рычаг раздатки для включения передачи (например, первой пониженной). Современные авто также могут иметь отдельную кнопку электронного включения.
- Запрещена езда на понижающей передаче по твердому покрытию. Дело в том, что в этом случае трансмиссия подвергается большим нагрузкам, двигатель также работает под большой нагрузкой и сильнее изнашивается.Получается, по грунтовому покрытию или снегу подниматься или спускаться с невысокой скоростью на пониженной можно, однако просто ездить с включенной понижающей передачей по ровной асфальтированной или грунтовой дороге настоятельно не рекомендуется.
- Чтобы эффект от понижающей передачи был наиболее ярко выраженным, нужно трогаться на высоких оборотах, раскручивая двигатель до оборотов максимального крутящего момента/мощности. Параллельно на авто с МКПП нужно уметь работать педалью сцепления, чтобы не сжечь само сцепление. Даже с учетом того, что нагрузки на сцепление после включения «понижайки» заметно снижаются по сравнению с обычной первой или второй передачей, сцепление все равно можно «подпалить» или даже вывести из строя.
Это возможно, если водитель слишком активно нажимает на педаль газа и держит ДВС в диапазоне оборотов максимальной мощности одновременной с интенсивной работой педалью сцепления.
Что в итоге
Как видно, пониженная передача в автомобиле, который позиционируется в качестве внедорожника, является необходимостью. При этом от передаточного отношения будет зависеть и эффективность работы самой понижающей передачи.
Как ездить зимой на «автомате»
Авто с коробокой-автомат покупают ради упрощения процесса управления — руки заняты только рулем и не отвлекаются на «перемешивание бензина». Однако если с КПП старого образца действительно все просто — есть лишь режимы «Драйв», «Парковка» и «Нейтраль» (в 90—95% случаев ничего другого и не нужно), — то в трансмиссиях новых автомобилей к этим режимам работы производители добавляют еще и варианты для езды в сложных дорожных условиях.
Нынешняя зима — как раз этот случай. Дороги и скользкие, и заснеженные. Чтобы проехать без сложностей, а также не попасть в ДТП, производитель и рекомендует включать спецрежимы работы автоматической КПП. Но вот что и когда включать? «Сегодня» выяснила тонкости эксплуатации «автоматов».
РЕЖИМЫ КПП-АВТОМАТА
Помимо понятных надписей «P» (PARK — стоянка), «R» (REVERSE — задняя передача), «N» (NEUTRAL — нейтральная передача) и «D» (Drive — движение), в новейших коробках есть и спецрежимы, значение которых не все понимают.
«2» (Second gear — вторая передача). Используется при движении на затяжных подъемах или при торможении двигателем на спусках. Также ее можно использовать при движении на скользких дорогах для ограничения скорости вращения колес.
«L» (Low gear — пониженная передача). Это положение используется на очень крутом подъеме или при торможении двигателем на очень крутом спуске.
И в режиме «2», и в режиме «L» запрещено ехать быстрее, чем на скорости 30 —40 км/час. Превышение скорости вызывает повышение температуры жидкости автоматической коробки передач и может привести к поломке КПП.
В заивимости от модели и производителя, возможны и другие спецрежимы. Приведем несколько примеров.
«O/D» (Over Drive — повышающая передача). Нажатием кнопки O/D включается и отключается система «Овердрайв». Когда система O/D отключена, на панели приборов высвечивается индикатор O/D OFF, а работа автоматической коробки передач ограничивается по 3-ю передачу. Автомобиль не перейдет на 4-ю передачу и выше до тех пор, пока кнопка системы O/D не будет нажата снова.
Практический смысл в том, что во время движения на спуске, при включенной 4-й передаче и выше, можно снизить скорость, не используя педаль тормоза, а лишь нажав кнопку O/D. Фактически речь идет о торможении двигателем.
«S» (Sport — спортивный режим). В этом режиме передачи переключаются позже для того, чтобы автомобиль как можно быстрее развил скорость. Увы, расход топлива при этом резко растет.
«E» (Eco — экологичный режим). Повышенные передачи включаются быстро, автомобиль вяло разгоняется, но топлива потребляет мало.
СЕКРЕТЫ УТРЕННЕГО АВТОСТАРТА
Никаких особых отличий у автомобилей с КПП-автоматом при ночной стоянке и старте с места утром по сравнению с механическими собратьями нет. Но есть несколько зимних нюансов, которые нужно знать.
УТРЕННИЙ ПУСК
Автопроизводители для автомобилей с коробкой-автомат рекомендуют удерживать ключ в положении «Старт» не более 1—5 секунд, иначе можно сжеть стартер. Если двигатель не запускается или глохнет, следует подождать 30 секунд и лишь после этого снова пробовать запускать двигатель.
После старта двигателя ему нужно дать возможность прогреться на холостых оборотах хотя бы 30—40 секунд для того, чтобы прогрелось масло (при температуре воздуха ниже 15 градусов мороза этот срок лучше увеличить до 2—3 минут — до тех пор, пока датчик температуры не сдвинется с места).
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ
Некоторые бывалые водители советуют прогревать не только двигатель, но и коробку передач — для этого после прогрева мотора нужно удерживать левой ногой педаль тормоза, а правой давить на газ в положении «D». Но совет этот подходит не всем автомобилям — нужно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Более разумный подход — первые 1—1,5 километра ехать на невысокой скорости (до 50 км в час). Буквально за 10 минут движения прогреется и масло в коробке, и ходовая часть, и жидкости в гидросистемах.
Кстати, их нужно вовремя менять: увы, техобслуживание КПП-автомата обходится чуть дороже, чем при механике.
НОЧНАЯ СТОЯНКА
Нередко случается так, что утром автомобиль не может сдвинуться с места из-за того, что стояночный тормоз замерз во включенном положении ночью. Это чаще всего происходит при наличии накоплений снега или льда у задних тормозов или когда тормоза мокрые (например, парковка в сугробе). В этом случае водителю не позавидуешь: даже если добавить газу и растянуть ручник, примерзшие задние колодки могут искривить диски.
Именно поэтому, если есть риск замерзания ручника, лучше ограничиться тем, что поставить рычаг переключения передач в положение «P».
Но этот совет на уклонах может оказаться вредным — чрезмерная нагрузка на трансмиссию может привести к поломке. Лучше действовать так: нажать тормоз, перевести автомат на «N», поставить машину на ручник, отпустить тормоз и после полной остановки перевести автомат в режим «P».
ЕЗДА НА СПУСКЕ И ПОДЪЕМЕ
Спуск «на тормозах» запрещен
Тронуться с места на ровной дороге несложно ни на «механике», ни на «автомате». А вот что делать, если нужно стартовать на подъеме? При автоматической коробке передач сделать это проще, чем на ручной.
Нажмите педаль тормоза, переведите рычаг в положение «D». И отпустите стояночный тормоз. Сразу же плавно нажимайте на педаль акселератора.
Есть нюансы и при спуске. Так, нельзя этого делать «на тормозах»: это приведет к перегреву. Лучше включить пониженную передачу (в зависимости от крутизны горы или «2», или «L»). Торможение «овердрайвом» поможет замедлить машину.
НЮАНСЫ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ АВАРИЙ
При управлении машиной с коробкой-автомат у водителя должно быть несколько табу, нарушение которых способно привести к поломке или аварии. Во-первых, никогда не переключайте рычаг из положения «P» или «N» в какой-либо другой режим при нажатой педали газа. И, тем более, не включайте «P» во время движения, а перед переключением в положение «Р» убедитесь, что машина полностью остановилась.
Во-вторых, есть нюанс при входе в скользкий поворот. Делать это нужно на пониженной передаче. А чтобы она включилась, нужно снизить скорость заранее. В-третьих, запрещены слишком резкие движения и агрессивная манера вождения (автомат к этому подстрекает за счет того, что руки свободны) — это и неэкономично, и контроль над автомобилем зимой потерять проще простого. Особенно в повороте. А резкий старт с места (с ударом по педали газа — режим «кик-даун») зимой и вовсе может закончиться моментальным выходом коробки передач из строя. Также довольно вредной является пробуксовка длительностью более 30 секунд — не выдерживают фрикционы.